Михайловский дворец

Дворец в наши дни

В нынешние дни в здании дворца находится Институт археологии, его второе название – Институт материальной культуры РАН. Институт несколько раз менял названия и адреса, после того как дирекция переехала в Москву в 1943 году, в Ленинграде остался только филиал, а позже, в 1991 году, этот филиал вырос в независимое учреждение образования.

В середине 2000-х годов лицевой фасад дворца подвёргся реставрации. Скульптуры третьего этажа беспокоили реставраторов, в связи с этим, был проведён дорогой, но необходимый ремонт этих элементов.

Коллекция в книгохранилище на данный момент содержит миллионы книг, тысячи заархивированных папок, большое количество рукописей на 65 языках, в том числе и мёртвых восточных.

Михайловский дворец внутри

Фасадом дворец обращен к одноименной площади и встречает гостей массивными колонами. Сам Михайловский дворец – это четыре этажа роскоши, красоты и восхищения.

Высота вестибюля составляет 25 метров. У входа на лестницу гостей встречали два льва, которых отлили специально для этого дворца. Кроме этого, в Михайловском дворце впервые на стенах поклеили обои, а паркет уложили самыми дорогими породами дерева.

Первый этаж обработан рустом и служит фундаментом для бельэтажа. Колоны скульпторы Пименов и Демут-Малиновский инкрустировали изображениями военных, разными княжескими доспехами и лучшим дорогим оружием.

На нижнем этаже расположены спальни, детские, гостевые. Бельэтаж разделен на две части: за запад и север отведены залы для бальных сборов, а на восток – парадные спальни княгини и князя. В цокольном помещение отвели место для кухонь.

В дворце разместили даже небольшой семейный храм Михаила, где все желающие могли спокойно помолиться.

Убранство Михайловского дворца очень роскошное, но в тоже время достаточно выдержанное.

Каждый зал – это отдельный ансамбль и декор элементов, созданы в едином стиле и гармонии. Сохранился в первозданном виде вестибюль дворца: на входе – широкая арка, за ней – большая массивная лестница с коринфской колоннадой, украшенные росписями , а на стенах уникальные захватывающие барельефы.

За бельэтажем располагается Голубая галерея, а дальше – Большая Столовая. Дверь в галлерею украшают скульптуры известного декоратора Пименова, а в Столовой можно увидеть росписи их кессонских и вакхичесих сюжетов. Стены комнаты когда-то украшали 32 золотистые мраморные пилястры и орнаменты.

В Танцевальном зале по периметру расположено 28 голубых колон с изображениями античных танцовщиц и арабесок. По периметру зала украшена высокими зеркалами и позолоченными люстрами.

Главный архитектор (К.И. Росси) Михайловского дворца с легкостью и возвышенностью сумел создать уникальный акцент в композиции на выразительности коринфского ордера в Белой гостиной. Здесь вся площадь поделена четырьмя колонами на три части.

Покои княгини – заслуживают отдельного внимания и восхищения благодаря особому изяществу и роскоши. Среди уцелевших элементов декора – камин, зеркало, цветной паркет и живописные плафоны. А все потому, что Елена Павловна очень любила ремонты и перестройки и всегда следовала вызовам тогдашней моды.

Комната князя отличается строгостью и выдержанностью. Только в комнате с арсеналом можно было найти богатое собрание разного оружия, шпаг, мундиров, трофеев и других артиллерийских деталей. А в кабинете и библиотеке князя были собраны лучшие коллекции книг, монет и изданий по искусству.

Но долго в нем княжеская семья не прожила. Сначала, после смерти князя его жена Елена Павловна продолжала содержать дворец нужным образом. Дом стал культурной меккой Петербурга, здесь часто гостили Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовкий и другие творческие личности.

Уже в 1895 году, спустя 70 лет внуки князя Михаила Павловича продали дворец государству, потому что дом стал переходить в упадок. И в том же году 13 апреля император Николай II распорядился сделать во дворце музей в честь памяти императора Александра III. Михайловский дворец должен был стать «вторым» Эрмитажем, но со временем он обрел свою уникальную славу и историю.

Стоимость билетов

Михайловский дворец имеет довольно удачное размещение. Так, сюда можно добраться при помощи метро – стоит только выйти на одной из ближайших станций, а именно на «Гостиничном дворе» или на «Невском проспекте». Существует два варианта его посещения. Первый – в «дуэте» с корпусом Бенуа. Единичный билет для взрослого обойдётся в 450 рублей, для ребёнка – в 200 рублей. Есть также комплексный вариант посещения, в который входят экскурсии по всем зданиям, находящимся в комплексе Русского музея: Михайловский, Строгановский и Мраморный дворцы. Такой билет будет считаться действительным на протяжении трёх дней с момента приобретения и обойдётся в 600 рублей для взрослого и в половину цены для студентов и школьников. Вторник считается выходным днём, в прочие дни недели (не считая четверга – расписание работы в этот день меняется) Михайловский дворец открыт для посещения с десяти утра до шести полудни.

Мало-Михайловский дворец в наши дни

Не дожидаясь завершения всех работ, дворе сдали в аренду Управлению юго-западных железных дорог на десять лет.  Далее дворец переходил из рук в руки:

1904-й год: дворец передали Главному управлению торгового мореплавания и портов.

1910- й год: управление было ликвидировано и в здании расположилось Министерство промышленности и торговли.  В этот же период была попытка немецких властей выкупить дом для организации в нем своего посольства, но ввиду близости к важным объектам, получили отказ.

1911-й год: здание приобрело страховое общество «Русский Ллойд». В этот период дворец несколько видоизменился. В части, выходящей на Адмиралтейскую набережную, была организована главная контора, а в пристройках располагались апартаменты для руководящих чиновников.

С 1918-го года: помещение занимали различные коммунистические организации

1992-й год: здание арендовал банк «Санкт-Петербург», проведя его реконструкцию.

По дворцу долго проходили споры и судебные тяжбы, определяющие права на аренду этого здания. Высказывались предположения о том, что в здании будет работать современный отель. Но пока дальнейшая его судьба непонятна. Дворец арендуют крупные компании. Права на аренду периодически отстаивают вплоть до применения силовых методов.

Архитектура здания

Архитектором дворца является Андрей Штакеншнейдер, именно по его проекту он строился. Для него характерно смешение различных стилистик в декорации фасадов. Дворец выполнен с элементами рококо и барокко, с деталями ренессанса и стиля Людовика XIV.

Фасад украшен многими деталями декора. Плоскости сооружения мелко прорисованы, что прослеживается в стиле архитектора, но нехарактерно для русской классики. Фрагменты из терракоты появились на фасаде здания благодаря скульптору Даниилу Ивановичу Иенсену. Что касается композиции, постройка скорее походит на европейский доходный дом, нежели на резиденцию князей.

Главный фасад оформлен пышно. Он выходит на Дворцовую набережную, смотрит на Неву. Постройка выполнена из каррарского мрамора. Центральный и два боковых ризалита выделяют фасад дворца.

Ризалиты заканчивают треугольные фронтоны с различными лепными фигурками, средний главный фронтон возвышается над боковыми. Главный ризалит более детализирован, чем остальные, украшен двумя выступами. Антаблемент фасада декорирован балюстрадой и вазами.

Окна дворца прямоугольные, обличены наличниками. Главный вход украшен коваными решётками, которые опираются на фонарные столбы и трёхслойным козырьком. Фасад на первом этаже обрамлён панно и филёнками прямоугольной формы. На среднем этаже здание украшено пилястрами с канелюрой и коринфскими колоннами, переходящими в  кариатиды на следующем этаже.

Русский музей в Михайловском замке

В стенах Михайловского замка можно видеть некоторые восстановленные комнаты и залы императорской резиденции. Также выставляются коллекции музея, в том числе портретная галерея, произведения отечественного искусства первой половины 19 века и скульптура конца 19-начала 20 веков.

Основная экспозиция музея в Михайловском замке посвящена царской семье и императорам династии Романовых.

Парадная лестница замка

Мраморная галерея (Георгиевский зал) служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. За время истории зал был перестроен и его первоначальный облик не сохранился

Галерея Антиков императрицы Марии Федоровны

Галерея Рафаэля

Овальный зал (Ротонда) — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена

Опочивальня Марии Федоровны

Тронная Марии Федоровны — помещение, в котором находился трон.

Стены зала были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.

В Михайловском замке открыта для посещения церковь Архангела Михаила, за исключением времени проведения церковных служб.

Также в музее проводят временные (сменяющиеся) выставки.

Интерьеры

Работы над возведением дворца были закончены уже в 1885-м году, в то время как над внутренним убранством продолжали трудиться вплоть до 1891-го года. Финальные работы по отделке датируются 1900-м годом.

Такой длительный процесс строительства объясняется очень высокими требованиями Великого Князя к дому. По меркам конца XIX века дворец обладал всеми самыми современными характеристиками. Среди удобств присутствовали водопровод, электричество, канализация, и, даже, телефон.

По задумке Великого Князя, во дворце должно было быть две части, как для него, так и для будущей супруги. В каждую часть дворца был спроектирован отдельный вход с переулка Азовский. Главный вход, с набережной, открывался вестибюлем и главной лестницей. Налево от вестибюля были две приемных комнаты (Большая и Малая). Также был кабинет для деловых приемов и работы.

Кабинет был сам по себе произведением искусства. Его разделили на две части, чтобы у Великого князя была возможность устраивать перерывы в работе. Был и украшенный песчаником камин, декором которого занимались студенты Месмахера. Украшал камин фамильный герб Великого Князя, который был разрушен в советское время. На сегодня герб восстановили в гипсовой форме.

На втором этаже располагались сервировочная комната и малая столовая. Стены помещений украшены дубовыми панелями, со встроенными в них шкафчиками. Печь, также, как и камин в кабинете, выложена изразцами.

Краткая история дворца

Участком территории, на которой стоит дворец, владели различные знаменитые дворяне. Во время царствования Петра I появились первые застройки земли на набережной. Ими оказались Палаты Корчмина, возведённые архитектором Доменико Трезини в 1719-1732 годах. Владел землёй в то время Василий Дмитриевич Корчмин, занимающий должность майора полка Преображенского.

После его смерти в 1731 году, палаты разделили на части и продали. Владельцами стали генерал-поручик Волков, посол Голландии, и Ушаков, генерал-аншеф. Ту часть, на которой сейчас стоит дворец, выкупил князь Алексей Михайлович Черкасский, так и не успевший приняться за строительство до смерти и владения перешли его дочери, Варваре.

Дочь Черкасского, построила два дворца, которые обрели название Особняк Черкасского. Позже Варвара сыграла свадьбу с Шереметьевым и в 1748 году, особняк перешёл к графам Шереметьевым, семья которых имела дом во владении 60 лет. Учитывая улицу, на которой стоял особняк, дворец стали называть Миллионным домом.

Летом 1857 года поженились Ольга Фёдоровна и князь Михаил Николаевич. Для возведения дворца, пришлось выкупить имения, которые принадлежали Голицыной и Зубовой, ну и, конечно, Департамент уделов перешёл в казну. Так как Михайловский дворец уже существовал, было принято решение назвать имение Новомихайловским дворцом.

Строительство замка

Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.

Для максимально быстрого выполнения работ на  строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:

Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.

Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.

21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

История

Изначально предполагалось, что Михайловский дворец станет результатом перестройки одного из петербуржских зданий, однако, после некоторых подсчётов оказалось, чтобы проще и дешевле будет заняться постройкой с нуля, а не перестройкой или, тем более, реконструкцией.

Ещё Павел I всерьёз задумывался о постройке дворцового комплекса специально для своего сына, Михаила. Исходя из этих соображений, ежегодно откладывались немалые суммы, вот только любящий отец не дожил до момента реализации собственного замысла. Дворец возводился уже во время правления брата Михаила. С этим моментом связан ещё один примечательный факт: Карлу Росси было изложено пожелание, чтобы Михайловский дворец, над которым он только начинал работать, был меньше по размерам и скромнее декорирован, нежели Аничков дворец, служивший тогда императорской резиденцией. Ведь если бы усадьба брата царствующего монарха затмевала великолепием его собственный дворец, ситуация стала бы несколько неловкой. В конечном итоге это «пожелание» оказалось забыто, и великому архитектору позволили творить в тех масштабах, в которых он привык, а привык творить он с размахом.

Так проект обычного дворца превратился в очередной макет градоустройства. На новой карте Санкт-Петербурга очень внезапно оказалось место и для дворца, и для площади перед ним (сейчас её называют площадью Искусств), и даже для двух новых улиц – Михайловской и Инженерной. И этот проект был выполнен со всем возможным блеском.

Настоящим сокровищем Михайловского дворца, венцом творения Росси стал Белый зал, который на протяжении нескольких веков поражал и обескураживал гостей дворца, в том числе и зарубежных. Так, по просьбе английского посла был даже изготовлен макет этого зала, который позже был торжественно передан британской короне. Росписи и мебель, изготовленная по эскизам самого великого архитектора, сохранились и сегодня, как и некоторые элементы парадной лестницы, но вот о возвышенной красоте всего остального остаётся лишь читать в восторженных описаниях балов и мемуарах людей, посетивших это культовое сооружение до его последнего разграбления уже в конце девятнадцатого века, когда здесь решили разместить часть экспонатов, которые элементарно не помещались в Эрмитаже.

Перестройку доверили В. Свиньину, чья фамилия просто-таки обязывала к совершению какого-нибудь зверства над культурой этого места. Так и вышло – новый архитектор оказался убеждённым ненавистником всего, что так или иначе напоминало о гении Карла Росси, а потому большинство барельефов, образцов настенной живописи, статуй, люстр, обивочных тканей и всего прочего просто не выжило в ходе этой «реконструкции». Все эти бесценные элементы облика Михайловского дворца просто уничтожались и заканчивали жизнь недолгим полётом из дворцовых окон.

Но, несмотря на это, нельзя также игнорировать тот факт, что Михайловский дворец всё же остаётся частью Русского музея, и наличие в его коллекциях работ Врубеля, Брюллова, Шишкина, Рублёва, Малевича и прочих признанных мэтров мира изобразительного искусства компенсирует то насилие, которое учинили над оригинальной постройкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: