История Черниговского скита
Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.
Гефсиманский Черниговский скит
В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.
Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.
60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита.
Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.
В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.
В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.
Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери
Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.
Архитектура монастыря
Этот комплекс чрезвычайно интересен для наблюдателей, потому что построен в псевдорусской архитектурной манере с использованием красного кирпича. В состав входят наземные постройки, располагающиеся на берегу пруда, и подземные катакомбы.
Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад
Монастырские строения располагаются напротив Гефсиманской обители (отсюда произошло двойное название), в которую ранее входила территория Черниговского скита. Однако сегодня бывшая часть комплекса недоступна, находится за пределами высокой стены, за которой располагается воинская часть.
Архитектурной основой здесь является храм, построенный в честь Черниговской иконы Богоматери. Автором этой постройки выступил русский архитектор и инженер Н. В. Султанов, множество лет потративший на изучения византийского школы зодчества. Верхнюю церковь построили в 1889 г., отделочные работы продолжались восемь лет. После завершения всех необходимых строительных процедур храм торжественно освятили.
- Несколько ниже располагается старинная церковь пещерного типа. Эта постройка совершенно не пострадала, когда проводились работы по возведению колоссального пятиглавого храма. Это говорит о высоком мастерстве инженеров, взявшихся за такую ответственную работу. Все постройки Черниговского скита выполнены в псевдорусском стиле и живописно вплетаются в общий антураж комплекса. Сегодня они искусно отреставрированы и выглядят замечательно.
- По левой стороне от главного храма возведен монастырский погост. В этом месте находятся захоронения знаменитых русских философов, их могилы отмечены колоритными крестами и надгробными плитами. В некрополе скита похоронены служившие здесь монахи и люди, являющиеся благотворителями и попечителями Гефсиманской обители.
- На самом высоком месте Черниговского скита красуется шатровая колокольня, сооруженная в 1895 г. Её размер практически идентичен колокольне, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. К этому изящному зданию с левой и правой стороны приставлены храмы, торжественно освященные в память Николая Чудотворца и прославленных святых подвижников Константина и Елены. Изящная пятиярусная колокольня и две небольшие церкви воздвигли по проекту архитектора Латкова, благотворителем этих построек стал местный помещик Цуриков.
- В южной области Черниговского скита расположен двухэтажный корпус, предназначенный для братии. Над западной стороной пещер возвышается небольшого размера часовня, сооруженная в честь Владислава Сербского. Она покрывает место, где подземная вода выходит наружу. Эту часовню построили в XX в., но разрушили спустя два десятилетия. Новое здание с купальней появилось в 2016 г., подземный источник заботливо расчистили, и теперь туристы и паломники могут набирать святую воду.
На заметку! Прихожане молятся перед чудотворными списками, сделанными с иконы Черниговской Богородицы. Здесь же находится рака со святыми мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, а также камень, привезенный от иерусалимского гроба Девы Марии.
Пещеры и пещерный храм
Пещеры Гефсиманского Черниговского cкита — уникальное место. Это единственные рукотворные пещеры в центре России. Здесь находится два подземных храма, часовня, кельи, святой источник. За последние 6 лет здесь проведена реконструкция, стены расписаны при участии студентов Абрамцевского художественного училища.
Нам удалось попасть на экскурсию в пещеры. Достаточно быстро собралось приличное количество желающих. Мы оплатили по 70 руб. с человека. Проводил экскурсию семинарист, вполне профессионально.
Спускаемся в пещеры.
Интерьеры пещерного храма
Пещерные ходы
Пещерные ходы витиевато разветвляются
Кельи, в которых жили монахи-отшельники, крошечные и обогревались в стародавние времена только дыханием их обитателей. Кстати, келья на фото ниже — не самая маленькая келья. Другие в три раза меньше, и больше напоминают по форме гроб. Лично я чувствовала себя в пещерах, мягко говоря, некомфортно. Как там жили люди, даже подумать страшно. Не напрасно такое монашество считается самым трудным служением богу.
Во время реставрации своды переходов были частично раскрашены. Выглядит это красиво и не так мрачно, как пустые стены.
После экскурсии по пещерам и пещерному храму нас подвели к святому источнику, где предложили набрать воды, попить и умыться. Рекомендую вам, если соберетесь сюда на экскурсию, не забывайте брать с собой тару. Вода здесь особая. Как нам сказали, известны конкретные случаи исцелений. Впрочем, если забудете о емкостях, то пластиковые бутылки вы сможете купить в верхнем храме.
Как добраться до Черниговского скита
Гефсиманский Черниговский скит находится в городе Сергиев Посад на улице Гефсиманские пруды, 1.
Своим ходом – на маршрутке и пешком. От железнодорожного вокзала Сергиева Посада можно подъехать ближе к скиту на маршрутных автобусах № 7, 8. Выйти нужно на остановке «Ферма» (въезд в пос. Ферма) и идти по ул. Солнечная. Скит находится между поселками (микрорайонами) Ферма и Киновия. Но поскольку город небольшой, от железнодорожной станции до территории скита нетрудно дойти и пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она выводит к Скитским прудам, за которыми и расположена территория скита.
На автомобиле. Из центра города от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской улице пересечь железную дорогу. На втором повороте налево после ж/д переезда выехать на Карбушинский переулок, и далее по Огородной и Новоогородной улицам доехать до территории скита.
Рейтинг достопримечательности:
← СЕРГИЕВ ПОСАД | МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Архитектура
А плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный каменной оградой с башенками. Территория небольшая, если сравнивать с Троице-Сергиевой Лаврой, и достаточно внушительная, если ориентироваться на собственные представления о том, что такое скит.
Центром архитектурного ансамбля является Черниговский храм (1886-1889). Под ним находится пещерная церковь, построенная в 1851 г. , что на 30 с лишним лет раньше.
Примечательна и пятиярусная колокольня скита высотой около 80 м. С 2009 г. на колокольне находится 18-ти тонный колокол.
Башенка ограды, один из храмов, соединенных с колокольней, колокольня
Знакомство с территорией
В ворота под колокольней заходим на территорию скита.
Над воротами мозаичная икона Святой Троицы.
Черниговский храм (вид из арки под колокольней)Черниговский храмВид со ступенек колокольни Гефсиманского Черниговского cкита на бывший Гефсиманский скит.Территория скита уютная, облагороженнаяПод сугробами проступают находящиеся здесь летом клумбы
Современное состояние и режим посещения Черниговского скита
Сегодня скит существует в статусе действующего подворья Троицко-Сергиевской Лавры. Службы в нем проходят каждый день – утром (в 6.00 или 6.30) и вечером (в 16.45 или 17.00). Работает воскресная школа для детей прихожан.
Особо чтимыми святынями скита считаются два списка, сделанные с чудотворной иконы Черниговский Божией Матери; рака, в которой хранятся мощи, принадлежащие Варнаве Гефсиманскому; и камень, привезенный из Иерусалима, от гроба Богоматери.
При ските работает небольшой кондитерский цех, в магазине которого можно приобрести хлеб, приготовленный без использования дрожжей: ржано-полбяной, ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. В продаже также имеются несколько сортов вкусного кваса, сделанного на хлебной закваске – имбирный, петровский (с хреном и медом), свекольный, хвойный и др. Кроме того, у прихожан и гостей скита большой популярностью пользуется разнотравный мед, льняное масло, соленые грибы, монастырские пирожки и квашенная капуста.
Колокольня Гефсиманского Черниговского скита
История Черниговского скита
Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.
Гефсиманский Черниговский скит с высоты птичьего полёта
В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.
Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.
Общий вид Гефсиманского Черниговского скита
60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита. Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.
В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.
В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.
Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.
Архитектура монастыря
Этот комплекс чрезвычайно интересен для наблюдателей, потому что построен в псевдорусской архитектурной манере с использованием красного кирпича. В состав входят наземные постройки, располагающиеся на берегу пруда, и подземные катакомбы.
Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад
Монастырские строения располагаются напротив Гефсиманской обители (отсюда произошло двойное название), в которую ранее входила территория Черниговского скита. Однако сегодня бывшая часть комплекса недоступна, находится за пределами высокой стены, за которой располагается воинская часть.
Архитектурной основой здесь является храм, построенный в честь Черниговской иконы Богоматери. Автором этой постройки выступил русский архитектор и инженер Н. В. Султанов, множество лет потративший на изучения византийского школы зодчества. Верхнюю церковь построили в 1889 г., отделочные работы продолжались восемь лет. После завершения всех необходимых строительных процедур храм торжественно освятили.
- Несколько ниже располагается старинная церковь пещерного типа. Эта постройка совершенно не пострадала, когда проводились работы по возведению колоссального пятиглавого храма. Это говорит о высоком мастерстве инженеров, взявшихся за такую ответственную работу. Все постройки Черниговского скита выполнены в псевдорусском стиле и живописно вплетаются в общий антураж комплекса. Сегодня они искусно отреставрированы и выглядят замечательно.
- По левой стороне от главного храма возведен монастырский погост. В этом месте находятся захоронения знаменитых русских философов, их могилы отмечены колоритными крестами и надгробными плитами. В некрополе скита похоронены служившие здесь монахи и люди, являющиеся благотворителями и попечителями Гефсиманской обители.
- На самом высоком месте Черниговского скита красуется шатровая колокольня, сооруженная в 1895 г. Её размер практически идентичен колокольне, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. К этому изящному зданию с левой и правой стороны приставлены храмы, торжественно освященные в память Николая Чудотворца и прославленных святых подвижников Константина и Елены. Изящная пятиярусная колокольня и две небольшие церкви воздвигли по проекту архитектора Латкова, благотворителем этих построек стал местный помещик Цуриков.
- В южной области Черниговского скита расположен двухэтажный корпус, предназначенный для братии. Над западной стороной пещер возвышается небольшого размера часовня, сооруженная в честь Владислава Сербского. Она покрывает место, где подземная вода выходит наружу. Эту часовню построили в XX в., но разрушили спустя два десятилетия. Новое здание с купальней появилось в 2020 г., подземный источник заботливо расчистили, и теперь туристы и паломники могут набирать святую воду.
На заметку! Прихожане молятся перед чудотворными списками, сделанными с иконы Черниговской Богородицы. Здесь же находится рака со святыми мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, а также камень, привезенный от иерусалимского гроба Девы Марии. Читайте о других святых местах:
- Балаклавский мужской монастырь
- Среднеуральский монастырь в честь иконы «Спорительница хлебов»
- Свято-Преображенский собор в Санкт-Петербурге
Современное состояние и режим посещения Черниговского скита
Сегодня скит существует в статусе действующего подворья Троицко-Сергиевской Лавры. Службы в нем проходят каждый день – утром (в 6.00 или 6.30) и вечером (в 16.45 или 17.00). Работает воскресная школа для детей прихожан.
Особо чтимыми святынями скита считаются два списка, сделанные с чудотворной иконы Черниговский Божией Матери; рака, в которой хранятся мощи, принадлежащие Варнаве Гефсиманскому; и камень, привезенный из Иерусалима, от гроба Богоматери.
При ските работает небольшой кондитерский цех, в магазине которого можно приобрести хлеб, приготовленный без использования дрожжей: ржано-полбяной, ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. В продаже также имеются несколько сортов вкусного кваса, сделанного на хлебной закваске – имбирный, петровский (с хреном и медом), свекольный, хвойный и др. Кроме того, у прихожан и гостей скита большой популярностью пользуется разнотравный мед, льняное масло, соленые грибы, монастырские пирожки и квашенная капуста.
Архитектурные памятники Черниговского мужского скита
Монастырский архитектурный ансамбль сложился в конце XIX – начале XX века, и во многом без изменений дошел до нашего времени. Территория обители представляет собой правильный прямоугольник, вытянутый с юга на север. Здания в нем расположены строго симметрично, а вокруг них много зелени.
Центральную часть композиции монастырского ансамбля занимает большой пятиглавый Черниговский храм
, построенный из красного кирпича вместо обветшавшей деревянной церкви. Он был возведен над пещерным храмом с 1886 по 1889 годы. Руководил строительными работами известный российский архитектор Владимир Николаевич Султанов (1850-1908). Проект был так тщательно проработан, что на протяжении всего строительства подземные храмы оставались действующими. Отделка нового кирпичного собора по ряду обстоятельств была закончена только в 1897 году. Сейчас величественный Черниговский храм полностью отреставрирован. Он очень красив, пропорционален и имеет богатый внешний декор.
Украшением скита является также высокая, немногим уступающая Лавре, пятиярусная красно-кирпичная колокольня, возведенная над восточными воротами.
По бокам от нее пристроены два небольших храма – церковь Николая Чудотворца и церковь Константина и Елены. Этот красивый надвратный комплекс был сооружен одновременно с оградой вокруг территории скита в 1895 г. по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова. Благодаря удачному архитектурному решению, колокольня с прилегающими к ней храмами составляет единый по стилю ансамбль с большим Черниговским собором и видна из многих мест Сергиева Посада.
Под землей скита расположено несколько действующих церквей: храм Михаила Архангела, часовня иконы Иверской Божией Матери, а также храм Антония и Феодосия Печерских. Все они отреставрированы, расписаны при помощи студентов Абрамцевского художественного училища и используются для богослужений.
Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери
А окружающие их кельи поражают своими малыми размерами. Здесь же находится подземный родник, вода из которого пользуется большой популярностью у верующих.
Келейные корпуса были выстроены во второй половине XIX века и самом начале XX века. Они выдержанны в едином псевдорусском стиле, характерном для большинства архитектурных памятников Черниговской обители. На севере территории расположен большой некрополь, где погребены иноки, благотворители и попечители обители. Здесь также находятся могилы, в которых покоятся известные российские философы, публицисты и литераторы К. Н. Леонтьев (1831-1891) и В. В. Розанов (1856-1919).
История обители
В середине XIX столетия при Троице-Сергиевой лавре основали отдельно стоящий Гефсиманский скит. В русском православии давно существует традиция постройки монастырских пустошей. Здесь селятся монахи, желающие уединения и спокойных молитв. Они принимают обет молчания и практикуют аскетический образ жизни с ежедневными прошениями перед святыми иконами.
- В 1845 г. на другой стороне Скитского пруда возникли первые кельи для отшельников. Последние не получали никакого жалования и носили обноски. В обязанности поселенцев входили ежедневные богослужения и работы на огороде. Первым отшельником стал монах по имени Гавриил, вскоре сюда же перебрался блаженный Филипп, который родился во Владимирской губернии. Последний бросил свою семью и отправился на поиски божественного прозрения.
- Филипп жил только на мирское подаяние, на земле Черниговского скита он выкопал погреб, который вскоре разросся в пещеру. Центральная часть подземелья стала молельней, которая через время была освящена в честь архангела Михаила. Это помещение имело окна, чтобы впускать достаточно света, немного выступало над поверхностью.
- В стороны от главного храма расходились узкие коридоры, приводящие монахов к кельям. Когда пещерная архитектура установилась, профессиональные каменщики укрепили стены. Вскоре сюда прибыли сыновья блаженного Филиппа.
- В середине XIX столетия в церковных катакомбах появилась Черниговская икона Божией Матери. В этот период в обитель пришел В. И. Меркулов, настоятель и послушник, получивший имя после пострига — Варнава.
- Через пять лет над пещерами построили деревянный храм в честь четы Печерских. В течение трех десятилетий велись постройки божественных сооружений. Когда Черниговский скит был готов, сюда стекалось множество паломников, желающих приобщится к святому месту. Верующие искали общения с Варнавой, зная о его мудрости и спокойствии нрава.
- При советской власти территорию использовали в качестве обыкновенной тюрьмы, детской колонии и специализированного интерната для слабовидящих людей. После войны здесь располагался санаторий для инвалидов ВОВ, а также складские помещения.
- Монастырская жизнь возродилась в этом месте в начале 90-х.
Черниговский скит пользуется широкой популярностью среди паломничества и верующих туристов. Здесь люди восхищаются необыкновенной двухъярусной конструкцией, имеют возможность молиться святым спискам и мощам. Богатая история Черниговского скита заставляет с большим уважением относиться к этому божественному месту.
Гефсиманский Черниговский Скит. Прошлое и современность