Успенский собор

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Некрополь

Большой кафедральный собор во всех городах и странах является местом захоронения известных людей, святых, благоверных и мучеников. В Успенском соборе нашли последний приют более 40 человек княжеской семьи, причисленных к лику святых, почитаемых церковью и народом.

В галереях собора с 1193 г. стали погребать членов семьи княжеского рода в нишах–аркосолиях. Почетное место у алтаря, в северной галерее, выделили для упокоения основателей и строителей — Андрея Боголюбского и Всеволода III. В некрополе покоятся архиереи Владимирской епархии.

Древний некрополь хранит прах благоверной великой княгини Агафии Всеволодовны, погибшей при осаде татаро-монгольских войск в 1238 г. Здесь покоится священномученик Митрофан, погибший с княгиней Агафией. В 1645 г. мощи великого князя Георгия Всеволодовича, были обнаружены нетленными.

Святыни

• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский

• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

• Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)

• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)

• Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)

• Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)

• Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)

• Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)

• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)

• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)

• Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)

• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)

• Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)

• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

Владимирские святые

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир был казнен у Золотых ворот. Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные Всеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты. Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась княгиня Агафья Всеволодовна, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский епископ Митрофан. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы.

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе. Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Перестройка здания

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара — сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Внутреннее убранство

По преданиям и летописям Андрей Боголюбский не скупился на внутреннее убранство храма, где должна была храниться реликвия и святыня Древней Руси, икона Владимирской Божьей Матери. Скульптурные композиции и декоративные рельефы были резными, и покрыты позолотой, фрески украшали стены и своды. Церковная утварь была сплошь из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями.

Три массивные, резные двери покрыты позолотой. Собор Успения сравнивали с храмом Соломона по роскоши убранства и интерьера. Расписные фрески 12 века сохранились отдельными элементами – это, фигуры Артемия и Аврамия на юго-западной стене, а также на росписи на столпах за иконостасом.

Труды древних иконописцев московской школы сохранились фрагментами и в полном виде, занимая более 300 кв.м. площади стен и сводов Успенского собора. Эти росписи — доказательство истинного высокого искусства и таланта, яркое проявление древнерусской живописи. Одухотворенность, смирение и доброта сквозит во взглядах персонажей изображений. Выражают особый духовный настрой того времени.

Рублев и Черный использовали все архитектурные особенности сводов собора, и искусно вплетали фигуры людей и формы изображений под линии и изломы строения. Все композиции храма подчинены одной теме — духовному подъему русского народа. Иконостас, сделанный Рублевым, состоял из 4 рядов, где размещались 83 иконы. В свое время, это был самый большой иконостас.

И фрески и иконостас созданы в одном стиле, и взаимно дополняли друг друга, образуя единую композицию, объединяя художественными приемами скульптурные и архитектурные части собора. Росписи притягивали взоры утонченностью.

Во всем творчестве Андрея Рублева прослеживается единый стиль: изящество и грация фигур, душевность и милость, покой и любовь в глазах, лицах ангелов, апостолов, жен и детей. В 1774 году на месте Рублевского иконостаса купцы Бочкаревы, построили другой, в три яруса, в стиле барокко, вошедшего в моду в те времена.

Резчики выполнили сложную работу, и соорудили 20-метровое строение, с широкими карнизами между ярусами. С резными колонками и пилястрами с коринфскими капителями. В резных рамах с затейливыми узорами поместили иконы. Позолота иконостаса была сделана червонным золотом на зелено-изумрудном фоне, и производила огромное впечатление на прихожан.

Резные Царские врата изображают «Благовещение». Фигуры Архангела и Девы Марии представляют створы ворот. Вся композиция состоит из витиеватых узоров из листьев, цветочных гирлянд и плодов, что придает воротам большую причудливость. 123 иконы написаны мастерами владимирского архиерейского дома, маслом на досках из липы.

На рубеже 70-80-х годов ХХ столетия проведены обстоятельные и сложные реставрационные работы по сохранению сокровищницы архитектурного чуда Древней Руси. Белокаменный известняк был очищен и обработан специальным составом. Пятиглавые купола были позолочены. Росписи внутри церкви укрепили специальными растворами, урегулировали температуру и влажность внутри для сохранности.

Исторический музей

Культурные достопримечательности Владимира представлены многочисленными музеями. Среди них следует отметить исторический музей, памятник середины XIX века, который входит в состав Владимиро-Суздальского заповедника.

Автором проекта двухэтажного здания из красного кирпича в псевдорусском стиле является архитектор П. Г. Беген. Изначально музейная экспозиция располагалась в мужской гимназии, а затем переместилась в новое здание.

В музее хранятся редкие археологические находки регионального значения, документы, а также иконы, украшения, утварь времен Древней Руси. Второй этаж украшен росписями, посвященными великим историческим личностям.

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Соборная площадь

В центре площади находится памятник основателям города (воину, зодчему и рабочему), установленный в 1958 году ко дню 850-летия города Владимира.

Тогда считали, что Владимир был основан в 1108 году, но позже были найдены летописные указания на более раннюю дату его появления. В связи с этим возникла курьезная ситуация — одни и те же владимирцы смогли отпраздновать 850-ю годовщину со дня основания и 1000-летие родного города.

Чуть правее Успенского собора, в глубине сквера имени А. С. Пушкина, находится смотровая площадка, на которой установлена конная статуя крестителям Руси — князю Владимиру Красное солнышко и святителю Федору.

С западной стороны Соборной площади стоит похожий на сказочный терем дом из красного кирпича. Построен он был в начале XX века, и до революции 1917 года в нем располагалась Владимирская городская дума. В советское время здесь находился городской Дом пионеров.

Напротив соборов сохранилось еще несколько архитектурных памятников: построенные в начале XIX века в стиле русского ампира здания дворянского собрания и мужской гимназии (в ней учился К. Бальмонт), а также здание городского банка. Удивительно, но и сегодня в нем находится банк.

В крошечном скверике у входа в банк стоит памятник вождю мирового пролетариата, а напротив, через дорогу, на ступенях, ведущих в пушкинский сквер, стоит еще одна скульптура — Андрею Рублеву за работой. То ли по злому умыслу, то ли по недосмотру вышла забавная композиция: революционер Владимир Ильич Ленин позирует иконописцу Андрею Рублеву. Кстати, Ленин стоит на постаменте другого, дореволюционного памятника — императору Александру II.

С восточной стороны архитектурный комплекс Соборной площади замыкают здание Владимирского исторического музея, построенное в начале XX века в псевдорусском стиле, и Дом губернатора, сооруженный в начале XIX века на месте княжьего двора и воеводских домов. Сейчас здание является резиденцией Владимирской государственной телерадиокомпании.

До революции, когда наступала зима, напротив губернаторского дома строили снежные горы для катания на санях. А чтобы народ не мерз, ставили павильоны, где можно было согреться горячим чаем или чем-нибудь покрепче. В наши дни традицию возродили. Зимой на Соборной площади наряжают новогоднюю елку, устанавливают детские аттракционы, в пушкинском сквере и на самой площади работает ярмарка, а в парке Липки заливают каток.

Церковь Покрова

Храм Покрова на Нерли был возведен в честь победы над булгарами князем Андреем Боголюбским в 1165 году. В настоящее время церковь относится к числу самых красивых строений и памятников архитектуры в стране. Существует и другая легенда возведения сего здания. Есть источники, которые утверждают, что храм был воздвигнут в память о погибшем сыне князя, и датой ее постройки называют 1158 год. Но в одном историки сходятся — сам Андрей Боголюбский выбирал место для ее возведения на заливном лугу близ реки Нерль.

Широкой дороги к храму нет. В нее можно прийти только пешком. Однако весной река выходит из берегов и полностью заливает луг. По этой причине большая часть экскурсий проходит летом и осенью. Месторасположение церкви имеет свои особенности. Археологи обнаружили, что холм, на котором она стоит, — дело рук человека. Его специально насыпали, чтобы к стенам здания не подходила вода.

С архитектурной точки зрения храм не является уникальным. Это стандартная крестово-купольная постройка. Но уникальность ее заключается в том, что строителям удалось добиться легкости и невесомости конструкций благодаря секретным приемам. Визуально полоток церкви смотрится очень высоким. Этого удалось добиться за счет легкого наклона стен немного внутрь, стрельчатых окон и вытянутых куполов. Наружная часть храма отделана белым камнем, который, по легендам, был вывезен из Булгарии. Стены украшены резьбой, сюжет которой показывает картину — царь Давид с грифонами и львами.

История создания собора длиною в пять столетий

Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.

4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.

25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.

Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.

При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.

Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.

20 мая 1474

произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился

Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.

Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.


Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.

Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.

Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.

Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.

Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.

Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.

12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.

В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.

В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.

15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.

Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.

Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.

С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Святыни

• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский

• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

• Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)

• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)

• Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)

• Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)

• Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)

• Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)

• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)

• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)

• Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)

• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)

• Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)

• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

Музеи

Так как зимняя погода не всегда располагается к длительным прогулкам, в туристических маршрутах по Владимиру обязательно присутствуют музеи. Большинство из них располагается в историческом центре города, между важными архитектурными объектами. Посещение музеев Владимира отлично дополнит погружение в историю и культуру этого древнего города.

Исторический музей Владимира

Расположенный в кирпичном здании начала XX века, музей знакомит посетителей со всеми важными вехами в истории города: от древнейших времен и монгольского нашествия до советского периода. В экспозиции можно узнать о стоянке древних людей на Владимирской земле и обороне города от татаро-монгол, увидеть макет средневекового Владимира и предметы из клада серебряных украшений XIII века.

Подробно: Музей истории Владимира

Музейный центр «Палаты»

Экспозиции музейного центра находятся внутри исторического здания Присутственных палат. Коллекции музейного центра обширны и разнообразны. В стенах «Палат» располагаются: картинная галерея, детский музейный центр, выставка «Минувших дней очарованье». В картинной галерее можно увидеть шедевры русской живописи, начиная от старинных иконописных работ. Детский музейный центр знакомит посетителей с интерьерами русских домов прошлых веков: обстановкой внутри русской избы и школьного класса дореволюционного учебного заведения.

Подробно: Музейный центр «Палаты»

ПалатыФото: Виталий Ахмедьянов

Музей «Старый Владимир»

Экспозиция размещается в здании водонапорной башни из красного кирпича. Внутри — архивные снимки города XIX–XX веков, афиши и газеты того времени. В залах оформлены экспозиции с манекенами, воссоздающие различные заведения прошлых веков. На верхнем этаже работает смотровая площадка с одним из лучших видов в городе на Успенский собор.

Подробно: Музей «Старый Владимир»

Что посмотреть во Владимире с детьми? В городе есть несколько интерактивных и познавательных музеев, которые идеально подходят для культурного семейного досуга. «Музей природы» познакомит посетителей с животным и растительным миром средней полосы России. Экспозиции оформлены в лесные уголки: вы увидите семейство бобров на берегу водоема, схватку медведей; место обитания волка. Все это сопровождается звуками природы, есть возможность посмотреть несколько документальных роликов.

Музей-сказка «Бабуся Ягуся» Фото: Svetlana Vorobyeva

Музей-сказка «Бабуся Ягуся» — это интерактивное пространство: помимо коллекции фигурок Бабы-Яги, дети могут увидеть персонажей русских сказок вживую, поучаствовать в мастер-классах и угоститься чаем с пирогами. В музее пряника посетители смогут самостоятельно расписать печатный пряник и продегустировать местную продукцию. В мастерской шоколада — узнать, как самостоятельно приготовить шоколад, а после мастер-класса — приобрести сувенирные плитки на память. В кузнице Бородиных гостям покажут процесс ковки и предложат принять в нем участие, в гончарной мастерской «Колокол» помогут создать свое первое керамическое чудо.

Подробный материал: Музеи Владимира

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интересные факты

  • Реставраторы XIX и XX вв. восстановили архитектурные формы Успенского собора.
  • В 1 927-1944 гг. собор был закрыт для богослужения.
  • Успенский собор 1 158- 1 160 гг. по высоте превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. Его высота составляла 32,3 м.
  • В 1185 г. по решению владимирского князя Всеволода Большое Гнездо Успенский собор был значительно расширен. К нему были пристроены боковые галереи, а также увеличилась алтарная часть собора.
  • В северной галерее Успенского собора захоронены его строители — князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
  • В 1810г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера слившийся с нижним ярусом колокольни.
  • В настоящее время Успенский собор является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В нем про водятся регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
  • Первоначальные фрески Успенского собора до наших дней не сохранились.

Как добраться до Успенского Собора

Самостоятельные туристы могут добраться до города Владимир на автомобиле, по трассе М7. Расстояние — 220 км. Время в пути — 2,5 ч. Маршрут из Москвы до Владимира можно совершить на рейсовых автобусах со Щелковского автовокзала, Курского вокзала и автовокзала Новогиреево. Автобусы отправляются каждые 20 мин.

На поезде «Ласточка» по направлению Нижний Новгород с остановкой во Владимире можно уехать с Курского вокзала. С Ярославского вокзала можно доехать транзитным рейсом на поездах по 9 направлениям. Успенский собор находится на ул. Большая Московская, 56, рейсовые автобусы могут сделать остановку на Соборной площади. Расстояние от вокзалов меньше 1 км. Пешком 14 мин.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления — на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…»

Архитектурные особенности

Храм по тем временам был монументальным сооружением. Он вмещал 2000 молящихся одновременно. После расширения его пределов возможности по вместительности помещений удвоились.В конце 19 век начались реставрационные работы по восстановлению здания. Тогда его вновь открыли для богослужений.

За многие столетия здание видоизменялось и реконструировалось. Первоначально это была одноглавая церковь с тремя нефами.

Со всех сторон, кроме восточной, были пристроены притворы. Западная стена украшалась башнями. При княжении Всеволода они были разобраны. Второй ряд стен представлял высокую галерею, соединенную арками с основными стенами. По углам поставили 4 золоченые главы.

Обратите внимание: кроме фресок в 15 веке Рублев и Черный написали ряд ликов для иконостаса. Кисти Рублева принадлежат 7 основных икон праздничного ряда

Колокольня пристроена в 1810 году. Ее высота – 55 метров. Это монументальное сооружение, сочетающееся по стилю и материалу исполнения с древним храмом.

Между Успенским собором и его звонницей пристроена небольшая Георгиевская церковь. С северной стороны к зданию поднимается обширная городская площадь.

Официальный сайт

Храм находится в совместном ведении:

  • Русской православной церкви: sobor33.ru
  • Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector