Что посмотреть
Этот дворец является типичным образцом русского классицизма. В соответствии с традициями архитектуры того времени он имеет симметричное строение и состоит из трех корпусов по два этажа каждый, все они соединены при помощи коридоров-переходов, а центральный завершается большим куполом. Внешне поместье выглядит достаточно аскетично, никакой лепнины и украшений снаружи нет. Зато это компенсируется роскошным внутренним убранством. Стены парадных залов украшают картины и гравюры в помпезных рамах из золота, ковры и гобелены. Конечно, далеко не все сохранилось с момента строительства, однако некоторые экспонаты действительно старинные.
Таврический дворец — вид сверху
Посетителям показывают четыре главных помещения: вестибюль, Большую галерею (она же называется Екатерининским залом), Купольный и Думский залы.
Вокруг Таврического дворца разбит небольшой сад, а путь к его входу пролегает через лаконичную аллею, украшенную цветами
Интересно: когда здание только построили, Большая галерея являлась самым большим помещением во всем городе. Его длина превышала 74 метра, а ширина составляла почти 15 метров.
Купольный зал (он же Органный зал) является первым, в который туристы попадают после входа в здание. В 2011 году в нем появился орган с 24-мя регистрами. Его изготовили в Италии и доставили из Барселоны. Сегодня в этом зале проводятся концерты. Также здесь организовывают различные благотворительные мероприятия.
Залы Таврического дворца
Наибольший интерес представляют Екатерининский, Думский и Купольный (Органный) залы. В Думском зале, который был отреставрирован в 2013 году, проходят заседания Межпарламентской Ассамблеи.
В Екатерининском зале регулярно проходят симфонические концерты и вокальные вечера, организованные «Таврической» капеллой. Расписание мероприятий можно посмотреть на сайте или в группе .
Органный зал
В Купольном, или Органном зале, в 2011 году был установлен 24-регистровый орган испанской фирмы «Grenzing». Желающие посетить концерт могут приобрести билеты в театральных и интернет-кассах Санкт-Петербурга. Цены варьируются от 700 до 1500 рублей, в зависимости от места и мероприятия. Также в залах Таврического дворца проходят благотворительные вечера.
Смольный институт
По соседству со Смольным монастырём расположено здание Смольного института, известного как Смольный институт благородных девиц (Смольный проезд, 6).
Обучение начиналось в возрасте шести лет и заканчивалось, когда девушке исполнялось восемнадцать. Учениц института называли «смолянками». В программу их обучения входили арифметика, русская словесность, история, иностранные языки, география, рисование, музыка, танцы и рукоделие.
Все воспитанницы института носили форменные платья. В младшем возрасте они были кофейного цвета, более взрослые девочки одевались в платья темно-синего и голубого цветов, воспитанницы старших классов носили белые платья.
Смольный институт благородных девиц просуществовал в России до 1919 г., а затем воспитанницы, преподаватели и администрация этого замечательного учебного заведения отправились в эмиграцию в Сербию.
Осенью 1917 г. здание Смольного института заняли вооруженные отряды партии большевиков – здесь работал Петроградский военно-революционный комитет. В последующие годы здесь размещалось советское правительство, а после его переезда в Москву Смольный институт полностью перешёл в ведение городского комитета ВКП(б) и Совета депутатов трудящихся.
Таврический дворец
Упомянутый в предыдущем рассказе Таврический дворец (ул. Шпалерная, 47) построен для князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Здание в стиле классицизма возвел в 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов.
Центральная часть здания, или Главный корпус, имеет два этажа и украшена портиком с шестью колоннами. Венчает постройку невысокий купол на небольшом по высоте барабане. Справа и слева от Главного корпуса пристроены одноэтажные галереи, которые завершаются боковыми двухэтажными корпусами, служащими боковыми границами курдонера – парадного двора, разбитого перед Таврическим дворцом.
Пространство под куполом при Потёмкине занимал огромный Белоколонный зал, разделённый двумя рядами колонн на части, в одной из которых располагался Зимний сад. На строительство и роскошную отделку здания из казны была потрачена фантастическая сумма в 400 тыс. руб.
В историю русского парламентаризма Таврический дворец вошёл как здание, где в 1906–1917 гг. размещалась Государственная дума. Для этого здание перестроили, превратив часть помещений в огромный зал заседаний парламента.
С 1930-х гг. дворец занят учебным заведением.
Оранжерея Таврического сада
В юности я часто бывала с подругами в кинотеатре «Ленинград». Иногда приезжали задолго до сеанса, иногда не хотелось уезжать сразу после фильма и мы гуляли по окрестностям. В одну из таких зимних прогулок мы, замерзшие, обнаружили оранжерею с надписью «Цветы» и зашли из любопытства. Впечатление было самое положительное. Во-первых, тепло, во-вторых, нам открылась выставка цветов. Это сейчас в любом цветочном киоске композиции на любой вкус. А тогда даже в больших магазинах выбор был невелик. А чтобы необычные сочетания цветов в букетах стояли так просто для общего обозрения, — такого вообще не было. Поэтому увиденная красота поразила и сохранилась смутным, но приятным воспоминанием. Вот с этими ностальгическими воспоминаниями я и привела мужа в Оранжерею. Поход туда скорее разочаровал. Хотя, если бы мы были в тот момент замерзшими и усталыми, то находиться там было бы самое то. У меня сложилось впечатление, что кроме фотосъемки на фоне пальм, фонтана и стеклянных сводчатых потолков, единственное назначение галереи — зайти погреться, посидеть в красивом месте с Wi-Fi. Нас хватило минут на 15-20. Взрослый билет – 80 рублей, пенсионный – 50. Фотографировать можно на телефон или планшет. Если у вас фотоаппарат, администратор оценивает его возможности и в зависимости от этого берет плату. Рядом дежурит фотограф с профессиональной камерой, предлагает свои услуги. Ну на телефон, так на телефон!
Две фотосессии, одна из них свадебная, продолжались во время нашего визита. На сайте прочитала, что Оранжерее бывают концерты, ее можно снять для мероприятия, банкета. И людей там было гораздо больше, чем в музеях. Отдохнув в тепле на скамейке у фонтана, мы вышли наружу и отправились к Таврическому саду. Остановились напротив жилого дома на перекрестке Потемкинской и Захарьевской. Историческое здание постройки 1907 года после реставрации выглядит просто великолепно. Это и сейчас жилой дом с элитарными апартаментами, один их самых дорогих в Санкт-Петербурге.
Притормозили у «Ленинграда». Теперь это шоу-пространство «Ленинград-центр» с театром, выставочным залом, ресторанами.
Сад был закрыт на просушку. Могли бы и догадаться. Было приблизительно полчетвертого. Через два часа мы встречались с сыном у гостиницы. Нужно было выбрать, чем заменить прогулку по саду: сходить в одно из заманчивых мест поблизости (Музей истории телефона, «Вселенная воды», Арт-кафе «Сундук») и на метро вернуться в отель или сразу пойти туда пешком, не спеша. Мы выбрали второе. Прогулялись по Фурштадской. Улица небольшая, но очень красивая. Посередине деревья, скамейки, фонари. По обеим сторонам красивые старинные здания. Например, Дворец «Малютка». В Петербурге можно торжественно зарегистрировать рождение малыша в настоящем дворце. Здание постройки конца XIX века. Особняк действительного статского советника Спиридонова. Внутри также роскошно, как и снаружи.
Сфотографировались с медведем у Генконсульства Германии.
По Мелитопольскому переулку вышли на улицу Восстания и пошли в одноименной площади, разглядывая замечательные здания. Вот, например, доходный дом Смирнова постройки 1880 года по проекту знаменитого архитектора Петра Шестова.
На перекрестке с улицей Некрасова увидели в глуби улицы вот такой необычный для Петербурга храм, плотно стоящий среди жилых домов. Специально подошли поближе, чтобы разглядеть. Внутрь не заходили. Иоанно-Богословская церковь подворья Леушинского Иоанно-Предчетенского женского монастыря. Здание построено в 1891 году в новорусском стиле по проекту арихитектрора Николая Никонова. В храме часто служил Иоанн Кронштадский. Для него даже построили гостевые покои. В 30-90-х годах ХХ века здесь размещался психо-невролгический диспансер. В 2000 году храм возвращен церкви. А вот монастыря, игуменья которого когда-то основала подворье, уже давно нет. Он был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища.
К пяти вечера добрались до своего номера и поняли, что очень устали. Километров 9 в общей сложности прошли. Пришел с работы не мене усталый сын. Гулять по центру, как планировали накануне, не пошли. Просидели за ужином и разговорами до времени, на которое забронировали сауну. В этот раз мы не замерзли, но попарились все равно в удовольствие. Впереди было еще три с половиной дня в Петербурге, встречи с друзьями и походы по музеям, как оказалось совсем не по тем, в которые собирались.
Продолжение следует…
Знаменитый бал в Таврическом дворце
В свой последний год жизни, весной 1791 года князь Потемкин прибыл во дворец, чтобы отвоевать сердце императрицы у нового молодого фаворита Платона Зубова.
В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество. Вся роскошь и волшебство, которыми Потемкин умел окружать себя, были превзойдены в этот день.
Как богиня была встречена в Таврическом дворце Екатерина. Хоры стихами Державина славили несравненную императрицу. Напрасные старания! На другой день Екатерина показала вид, что приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.
Таким увидели современники Таврический дворец князя Потемкина по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, простой снаружи и шикарный внутри.
Смольный собор. Фотогалерея
Детский приют барона Фредерикса
Переулок Кваренги
Смольный Смольный собор и Смольный институт Смольный Смольный Памятник Карлу Марксу Памятник Фридриху Энгельсу Пропилеи Пропилеи
Синопская набережная
Мост Петра Великого Синопская набережная Мост Петра Великого Синопская набережная Невская бумагопрядильная фабрика барона Штиглица Мост Петра Великого Мост Петра Великого Невская бумагопрядильная мануфактура Невская бумагопрядильная мануфактура Синопская набережная Малоохтинская набережная Синопская набережная Малоохтинская набережная
Кирилловская улица
Вид на Невскую Ратушу с Кирилловской улицы Кирилловская улица Дом Кербедза Ленинградская областная универсальная научная библиотека Кирилловская 17 Санкт-Петербургская общественная организация Общество памяти игумении Таисии Дом Петроградского общества дешевых помещений (слева) Общежитие ГБОУ ВПО СЗГМУ имени И.И.Мечникова
Старорусская улица
Шестоковская церковь Пересечение Кирилловской и Старорусской Горбольница №46 Блокадная Церковь Шестаковской иконы Божией Матери Грузинского прихода Буфет мадам Пеку Доходный дом П.М.Станового
Овсянниковский сад
Овсянниковский сад Овсянниковский сад и доходный дом П.Ф.Дыренкова Место гражданской казни Чернышевского Доходный дом М.Б.Кварта
Мытнинская улица
Доходный дом А.Е.Длусской Доходный дом И. В. Галунова Старо-Александровский рынок Фасад Старо-Александровского рынка Меняевский рынок
Лиговский проспект
Площадь перед торговым центром Галерея Ангелы в Галерее Выиграй меня Новогодняя ёлка в Галерее Дом меблированных комнат Андреевой Лиговский проспект
Маршрут #18
Маршрут #16
Главная городская водопроводная станция
Исторические постройки бывшей Главной водопроводной станции (ул. Шпалерная, 56) расположены напротив знаменитого Таврического дворца.
Станцию открыли для снабжения города питьевой водой в 1868 г., и располагалась она рядом с Таврическим дворцом, в том месте, где раньше находилась шлюпочная гавань в виде канала и «ковша» овальной формы.
В те годы процесс водоснабжения столицы выглядел следующим образом. На самом берегу Невы стояло здание с приёмными машинами, закачивающими воду через трубы, выведенные на середину реки. Из Невы вода попадала в отстойный бассейн, вырытый в земле ниже уровня дна реки, и там естественным образом очищалась от крупных загрязнений. Затем воду фильтровали и собирали в три больших резервуара, откуда при помощи мощных водонапорных машин подавали по трубам в квартиры горожан центральной части города. Главным зданием Шпалерной станции служила водонапорная башня высотой 52 метра. В её верхней части располагался гигантский бассейн с чистой водой, и давления хватало для подъёма воды до пятых этажей. С развитием города башня быстро утратила своё первоначальное предназначение, и довольно скоро вода паровыми машинами подавалась, минуя её, напрямую в город.
Это интересно: Что посмотреть в Петергофе?
Суворовский музей
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова (Кирочная ул., 43) расположен в отдельном специально выстроенном здании. Он посвящен жизни и ратному подвигу генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и стал первым подобным учреждением в нашей стране.
С двух сторон главного фасада размещены две большие мозаичные картины: «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Суворов, пересекающий Альпы». В 1918 г. новые власти музей закрыли, а уникальную коллекцию передали в другие музеи. В частности, в Русский музей отдали знаменитую картину художника Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Только в 1951 г. в здании-крепости вновь заработал музей великого полководца.
В основе музейной коллекции – личные вещи генералиссимуса: ордена, сабля и шпага, грамоты о пожаловании Суворову чинов и титулов, подзорная труба и султан его шляпы. Более пятисот живописных полотен, в основном батальных, собрано в Суворовском музее. Здесь вы можете увидеть работы В.В. Мазуровского, Б.П. Виллевальде, Н.С. Самокиша, А.И. Гебенса и других художников. Музей владеет крупнейшей в России коллекцией обмундирования русской армии конца XVIII – начала XIX в.
Потёмкинские вечера
В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь будет звучать европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».
История строительства, реконструкции и использования
Величественный дворец построил для князя архитектор Иван Егорович Старов, однокурсник Потемкина по гимназии Московского университета. Дворец возведен на Шпалерной улице на левом берегу Невы. На его постройку и отделку потрачено 400 000 рублей золотом.
Зодчий построил не просто дом, а уникальную загородную виллу, не имевшую себе равных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству внутреннего оформления. Строительство велось в период 1783-1789 годы, хотя внутренняя отделка продолжалась еще несколько лет.
После смерти Потемкина архитектор Федор Волков отреставрировал его по своему проекту. На месте Большого зала возвели церковь, к главному входу пристроили портик – крытую галерею, перекрытие которой опирается на колонны.
Екатерина II стала часто проводить здесь время. По ее высочайшему разрешению здесь жил полководец А. Суворов, затем – историк Николай Карамзин, проведший в нем последние годы жизни.
Концертный холл новый архитектор превратил в театр, у входа к которому был прорыт канал, соединяющий с Невой, чтобы к Таврическому могли подплыть небольшие суда. При Павле I здесь устроили манеж и казармы.
В начале 20 века дворец передали Государственной Думе. После Октябрьской революции в нем размещалось Временное правительство. Впоследствии обосновался Петроградский Совет рабочих депутатов. До 1990 года – Ленинградская Высшая партийная школа.
Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. В нем заседает Совет Законодателей – особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.
В наши дни Таврический дворец выполняет культурно-просветительную функцию. Здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся интересные экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.