Армянские церкви
В Ростове-на-Дону по данным на 2010 год примерно 3,4% населения составляли армяне. Этот народ живет здесь давно, поэтому построил свои церкви и соборы.
Церковь Святого Карапета
Находится на территории Армянского кладбища, рядом с его восточной оградой. Была заложена еще в 1875, в 1881 получила освящение. В архитектуре сочетаются базиликальная и крестово-купольная традиции. Исконно армянскими деталями выступают изящные резные элементы из камня.
Сурб Хач — церковь Святого Креста
Ее создателями были армянские переселенцы из Крыма, которые и заложили в 18 веке церковку в честь одноименного крымского монастыря. Только она и сохранилась, когда-то тут был монастырь. Сейчас рядом разросся северный жилой массив, но все-таки классическая церковь идеально вписана в пейзаж: расположена на берегу водохранилища, в парке с родником.
Сурб-Арутюн — церковь Святого Воскресенья
Заново отстроена на месте разрушенного кафедрального собора в 2011 году на площади Л. Толстого. Сохраняет яркие традиции армянских религиозно-культовых сооружений: мрамор, искусная резьба по дереву.
Православные храмы города
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Это кафедральный собор с богатой и интересной историей, настоящий символ города. Автором проекта стал К. А. Тон, который проектировал московский Храм Христа Спасителя. Ростовский собор был отстроен к 1860 году. А основой ему послужила крепость Дмитрия Ростовского 1761 года. В советское время он сильно пострадал: были сняты кресты и иконы, разобраны паперти из мрамора, исчезли элементы внутреннего убранства. Потом в храме устроили склад зерна, во дворе – зверинец. В наши дни проведена реконструкция, к радости прихожан.
Расположен на улице Станиславского, 58.
Сретенский храм
Это строение упоминалось еще в 1778 г., его прошлое тесно связано с донским казачеством. Именно казаки и построили красивый деревянный храм в станице Александровской. С тех пор здание не раз перестраивалось, но даже в камне сохранило истинно русский стиль и легкость устремленных ввысь построек из дерева.
Располагается на ул. Детская, 254.
Старо-Покровский храм
Один из старейших храмов Ростова, построенный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то перенесли из крепости Св. Анны. Здание возводилось из соснового массива и впервые открыло двери гостям в 1784 г. Церковь пережила многое на своем веку, увеличить приход получилось в 1869 г.
И сегодня можно посетить ее, неоднократно перестроенную: ул. Б. Садовая, 113б.
Вознесенский храм
Решение о постройке часовни было принято в 1868 году, в честь избавления царя Александра от опасности. Сначала появилась маленькая церковь, потом приход, а строительство Александро-Невского храма шло с 1876 по 1878 гг. Позднее Дума изменила решение и постановила строить «главный собор» на Ново-базарной площади. Проект принадлежит архитектору А. Ященко.
Собор в Ахтарском переулке, 3, был освящен в 1910 г.
Храм преподобного Серафима Саровского
История отсчитывается с 1904 года. Жители станицы Гниловской почитали Святого, возводить церковь в его имя стали по своей инициативе. Всем миром собирали средства на проект, который в итоге выполнил зодчий Козлов — в древнерусском стиле. У здания — 7 золоченых куполов, трехъярусная звонница, кирпичная кладка выглядит узорно. Здесь располагается и Донская Духовная семинария.
Он расположен по улице Портовой, 72.
Храм Преполовения Пятидесятницы
Каменную церковь во имя Преполовения Пятидесятницы решили строить в 1820, к 1829 храмовое строение было возведено. Потом, в начале 20 века, его перестраивали. Здание красиво и снаружи, и изнутри — здесь искусная роспись и внушительный иконостас.
Придется добираться до Всесоюзной, 165.
Свято-Троицкий приход
Западный жилой массив украшают сразу два храма, которые отстроены на одной территории. Это храмы Святой Троицы и в честь преподобного Сергия Радонежского. Вместе они образуют удивительный ансамбль, по красоте и атмосфере напоминающий Троице-Сергиеву Лавру.
Посетить их можно, добравшись на Международную, 7а.
Свято-Казанский собор
Это новое строение, история которого началась с 1996 г., когда в северном районе Ростова-на-Дону, на пустыре возник вагончик с крестом, где служили службы.
Прихожан становилось все больше, и в 2004 г.Состоялась закладка храма, сейчас он действует по адресу: пр. Космонавтов, 16а/32а.
Имени Иоанна Кронштадтского
Выглядит он так, будто вы на миг очутились в Петербурге. Постройка новая — в 1999 г. ее освящал Алексий II. Рядом Институт путей сообщения, поэтому заходит много молодежи.
Храм святителя Димитрия
Крепость на Дону была заложена по указу императрицы Елизаветы. Святитель Димитрий Ростовский многое сделал для ее становления, именно от его имени и родилось название города — Ростов.
Святой стал для всех ростовчан покровителем, а церковь стоит в парке «Дмитриевский».
Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625
Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.
По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.
В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.
Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.
Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач — это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в рейтинг лучших церквей Крыма.
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Сурб-Аствацин)
Старое фото: commons.wikimedia.org; новое фото: Анастасия Рычагова/don24.ru/ГУП РО «Дон-медиа»
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – самый ранний из всех нахичеванских армянских храмов, возведенный между 23-й и 25-й Линиями на бывшей 1-й Успенской улице (сейчас 1-я Пролетарская). Деревянная церковь была возведена еще в 1780 году. Там освящались камни для закладки всех остальных нахичеванских храмов. Каменная Успенская церковь возводилась дважды, ее второй вариант был заложен в 1819 году. При ней до революции действовало Успенское училище. В 1930-х годах церковь уничтожили, вместо Успенского училища открыли общеобразовательную школу № 26. Позже там организовали профтехучилище № 12. Сейчас на этом месте находится Высшая школа бизнеса – структурное подразделение ЮФУ, а также заброшенная постройка с разбитыми стеклами.
Реликвии
Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Их мелкоорнаментированная резьба оживляла интерьер и фасады храма. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В Сурб Хаче находился камень, освященный св. Фаддеем.
Вторая реликвия, упоминаемая архимандритом — рукописное Евангелие, которое было написано в Крыму в 1347 г. и передано в нахичеванскую церковь св. Георгия. Именно в этой церкви было сосредоточено довольно большое число священных реликвий. Особый интерес представлял топуз св.Георгия, короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей.
Сурб-Хач
Старое фото: commons.wikimedia.org, новое фото: Анастасия Рычагова/don24.ru/ГУП РО «Дон-медиа»
Большинству ростовчан известна старинная армянская церковь Сурб-Хач, которая находится на территории Северного жилого массива Ростова на улице Баграмяна, 1. Когда-то там был целый монастырь. Изначально церковь, расположенная на этом месте, была деревянная, в 1792 году построили каменную. Позже возвели колокольню. Рядом со строениями находился архиерейский дом с общеобразовательной школой, которая затем стала семинарией с пансионатом. При ней также учредили и библиотеку. Каменная лестница, ведущая к церкви, была построена в 1862 году. В это же время рядом с ней возвели каптажное сооружение над родником «Чорхах». Оно было необходимо, чтобы вывести воду из-под земли на поверхность.
Примечательно, что в тот год в монастырь приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский – брат известного художника Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.
В 1935 году молния разрушила колокольню, а в 1960-х годах разобрали все постройки, кроме церкви и той, что над родником. В 1969–1972 годах полуразрушенное здание церкви восстановили и открыли там Музей русско-армянской дружбы. С 2011 года он располагается в другом месте – в доме на площади Свободы, 14.
Однако помимо этой армянской церкви на территории нынешнего Ростова находились и другие. Семь армяно-григорианских церквей были возведены до революции в Нахичевани-на-Дону. Шесть из них не сохранились. Предлагаем ознакомиться с историей нескольких из них.
Сурб Хач Ростов-на-Дону история переселения
По преданию, которое держится у старожилов, древнейшее из всех поселений, возникшее в низовьях Дона, или вблизи них, есть местечко Кагальник. В двадцатых годах 18 века сюда стали стекаться люди из разных мест России. После Кучук-Кайнарджийского мира этот край стал заселяться усиленно. В восьмидесятых годах 18 столетия в пределах Ростовского Уезда поселились греки и армяне.
Переселение греков произошло в 1771 году, спустя три года состоялось переселение из Крыма армян-григориан. Притесняемые крымскими ханами, армяне, с архимандритом Петром Маркосовым во главе, обратились к императрице. 16 июля 1778 года из Бахчисарая подали прошение о переселении в Россию с принятием “в вечное подданство Российской империи”.
На что получили милостивое соизволение, выраженное в высочайшей грамоте 14 ноября 1779 г. Во втором пункте которой было сказано:
Переселение армян в эту местность совершилось быстро. Уже в 1780 г. основаны были город Нахичевань (сейчас входит в состав Ростова-на-Дону) и пять селений в степи: Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Салы и Несвитай. Необходимо отметить, что большую лепту в развитии русско-армянских отношений, а также в подготовке самого переселения армян из Крыма было возложено на Александра Васильевича Суворова.
Благодарные армяне воздвигли императрице Екатерине Второй в городе Нахичевани в 1893 году памятник. К сожалению он не сохранился, на этом месте сейчас стоит памятник Карлу Марксу.
Первые годы пребывания на новой родине дались армянскому народу очень тяжело. Болезни, лишения, голод, произвол чиновников делали свое дело. Описать всю историю страданий, лишений, возрождения и приобретения армянами новой родины, в рамках этой заметки не представляется возможным. Вернемся к нашей теме, а именно к образованию комплекса Сурб-Хач.
Монастырь Сурб-Хач охраняется государством
В 1783 году началась закладка строительства церкви Сурб-Хач. В переводе с армянского означает Святой Крест. Через три года началось строительство церкви. И только в ноябре 1792 церковь Сурб-Хач осветили.
Спустя 70 лет после освящения церкви, рядом была построена колокольня, с западной стороны церкви. Она не сохранилась до настоящего времени. Весь комплекс монастыря Сурб-Хач включал в себя саму церковь, колокольню, архиерейский дом, купальню (действующий родник Салах-Су).
С правой стороны от входа в церковь Сурб-Хач лежит несколько старинных мраморных плит с армянскими письменами
В разные годы истории здание церкви служило разным целям. В монастыре в свое время располагалась типография. Колокольня и архиерейский дом не сохранились, двадцатый век сделал свое дело. Чудом сохранилось здание церкви Сурб-Хач. В котором находилась главная реликвия, вывезенная армянами-григорианами из Крыма, это хачкар, уверяют что он 6 века.
Я помню как в 80-90 годы в здании церкви Сурб-Хач был музей русско-армянской дружбы. Мы никогда не заходили внутрь, но любили гулять вокруг здания церкви. Сама аура этого места притягивает к себе. В 2007 году здание было передано Армянской апостольской церкви, с условием, что она будет следить за постройкой.
Рядом с входом в церковь Сурб-Хач установлен такой памятник русско-армянской дружбы
Каждый армянин придает значения семейным узам, где чтится история его народа. С Ростовом-на-Дону армянскую диаспору судьба связала на века. Они оставили в Крыму свое прошлое. Свои храмы, соборы и кресты обосновали в донских землях.
Салах-Су путь к роднику
Чистый источник, который бьет у подножия святых стен Сурб Хач пользуется большой популярностью. Путь к роднику известен со старых времен. Несмотря на то, что температура воды постоянна в течение года, и не поднимается выше 10-11 градусов, людей купается много.
Оборудована купальня сходами. Особой популярностью Салах-Су пользуется у моржей и любителей крещенского купания. Рядом плавают утки, прогуливаются по берегу люди неспешным шагом. Время как будто остановилось в этом месте. Там где бьет чистейший источник Салах-Су, у подножия границы старинной стены окружающую армянскую церковь Сурб Хач.
В былые времена с обеих сторон строения били питьевые фонтанчики родниковой воды
Над родником построен Чорхах. В былые времена, когда я была еще ребенком, из постройки били фонтанчики, с чистейшей водой. Мы пили эту воду, сейчас фонтанчики не работают, но испробовать чистой воды можно из бьющего источника. Вода очень холодная и чистая в любой жаркий день.
Вокруг купальни плавают утки
Остановиться, омыть лицо, испить чистой воды и увидеть жизнь самих веков — это чудо дарованное самой природой. Вдали от дорог и суеты. Под защитой самого Святого Креста, сохраненная частичка веры в природу человека.
Как добраться до монастыря Сурб Хач?
Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:Географические координаты: 45.001705, 35.061642
Дополнительно
Поделиться
Адрес
Крым, г. Старый Крым Информация
Режим работы: 09:00 — 19:00 (Открыто)
Вид: Храмы и монастыри
Памятник: Истории, Архитектуры
Храмы и монастыри: Православные, Старые
Информация
Режим работы: 09:00 — 19:00 (Открыто)
Вид: Храмы и монастыри
Памятник: Истории, Архитектуры
Храмы и монастыри: Православные, Старые
Контакты
Телефон: +7 (36555) 5 13 50
Почему именно здесь начали строить храм?
На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.). Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.
Церковь Св. Николая Чудотворца (Сурб-Никогос)
Старое фото: upload.wikimedia.org; новое фото: Анастасия Рычагова/don24.ru/ГУП РО «Дон-медиа»
Церковь во имя святителя Николая Чудотворца построили в 1781–1783 годах. Интересно, что название церкви повлияло на наименование ближайшей улицы возле реки Дон, – она стала называться Никольской. Считается, Николай Чудотворец как раз избавляет от подтопления и прочих бедствий. Сейчас Никольская поделена на две улицы – Листопадова и Богданова. В советские годы храм разрушали постепенно, после Великой Отечественной войны на его месте был построен жилой дом (адрес – улица 1-я Линия, 56).
Нахичеванская Александро-Невская церковь
Старое фото: wikipedia.org; новое фото: Анастасия Рычагова/don24.ru/ГУП РО «Дон-медиа»
Нахичеванская Александро-Невская церковь была построена в 1896 году на Полицейской площади (сейчас это площадь Толстого, 9). Примечательно, что здесь долгое время настоятелем был известный священник Иоанн Домовский. На Дон его семья переехала из Мариуполя в 1907 году, когда ему было уже 65 лет. К дому отца Иоанна на 2-й Георгиевской улице непрерывно шли люди за духовным советом, утешением, исцелением. Священник похоронен на Армянском кладбище в Ростове. Отметим, Иоанна Домовского хотят причислить к лику святых. Сам храм уничтожили в 1937 году, на его месте был построен дом.
Революция и ее последствия
Октябрьские события и Гражданская война принесли собору немало бед. В 1920 году из него было похищено большое количество дорогих икон. Причем кражи совершали обе стороны конфликта.
В следующем году клир собора страдал от сильных репрессий. Затем в Поволжье наступает голод. В связи с этим специальная комиссия приступает к изъятию церковных ценностей. В Ростове подобная акция не состоялась, из-за возмущенных прихожан, избивших делегацию.
В 1930-е годы собор перестал принимать верующих и был закрыт. Его территория сначала использовалась как зверинец, а затем превратилась в товарный склад.
Колокольня собора пострадала в период Великой Отечественной войны. Два ее верхних яруса были взорваны, поскольку могли служить ориентиром для артиллерии и авиации противника. Тем не менее центральная часть города все же сильно пострадала от обстрелов.
История Армянского мужского монастыря в Крыму
Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма. Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.Посмотрите обзорное видео о монастыре: