Алексеево-акатов женский монастырь

Сквозь огонь

Монастырь, как и другие обители, потерял политическое влияние во времена империи. Он оставался центром духовной жизни, оазисом религиозного благочестия в ставшей почти окончательно светской стране. Скорее всего, он стоял бы и поныне, если бы не революция. Но даже она не сразу сумела одолеть эти древние стены. В октябре 1917 года монастырь сильно пострадал во время обстрела Кремля артиллерией Красной гвардии. Но братии и жившим в обители делегатам Архиерейского собора удалось восстановить здания, да и большевики против этого особенно не возражали.

Всё изменилось после переезда в Москву нового правительства — комендант Кремля Павел Мальков заявил, что он не может гарантировать безопасность вождя мирового пролетариата, пока по территории ходят монахи. Братию выгнали вон, а помещения монастыря были переданы кооперативу «Коммунист». В подклети Алексеевской церкви расположилась «изба-читальня». Ценности и иконы частично разграбили, а частично передали в музеи. Значительная часть реликвий позже была продана за рубеж. Но монастырские здания простояли еще десять лет.

Чудов монастырь во время коронации Николая II

В 1929 году все постройки решено было снести, дабы освободить место для строительства нового корпуса. Мольбы архитекторов, историков и реставраторов, понимавших, на что поднимают руку большевики, были проигнорированы. Ученым даже не позволили произвести обмеры, и не дали вывезти снятые со стен и аккуратно уложенные в мешки фрагменты штукатурки с древними фресками. 17 декабря храм Чуда Архангела Михаила был взорван, а следом уничтожены и остальные постройки.

В 2014 году была озвучена идея восстановления Чудова и Вознесенского монастырей. Однако ученое и экспертное сообщество встретило инициативу скептически. Причин было две. Во-первых, архитектурный ансамбль Кремля является памятником ЮНЕСКО, а этот статус не допускает внесения изменений в его облик. А во-вторых, точное воссоздание монастырских сооружений оказалось невозможным из-за отсутствия обмеров, чертежей и описаний.

Ансамбль монастыря складывался веками, храмы и иные помещения многократно перестраивались. Где-то здания возводились на старых фундаментах, а где-то на новых, порой частично сохранялись детали предшествующих построек, порой — нет. Интерьеры без детальных данных восстановить в точности оказалось совершенно нереально, в лучшем случае удалось бы воссоздать лишь внешний контур.

В итоге решено было провести археологические раскопки и попытаться открыть сохранившиеся подлинные детали обители, что и было сделано. На их основе был создан музей, открывшийся в начале ноября 2020 года. В нем представлены остатки построек, саркофаги, вещи из музейных коллекций, имеющих отношение к Чудову монастырю. Дополняют экспозицию мультимедийные витрины, создающие виртуальную картину прошлого

Это музей памяти об утраченном и напоминание о том, как важно беречь то, что досталось нам от предков

Как добраться

Адрес:

396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово

Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».

История монастыря

Староладожский Свято-Успенский женский монастырь — один из древнейших на Руси.

Свято-Успенский женский монастырь, вид с противоположного берега Волхова

Время основания Успенского монастыря точно неизвестно. Чаще всего в качестве даты основания обители указываются 1157-1158 годы. Но есть версии, относящие основание монастыря к началу 12 века или даже к концу 11-го.

Там, где находится монастырь, когда-то протекала маленькая речка Грубица, впоследствии засыпанная. Предполагают, что на мысу, образованном этой речкой и Волховом, еще задолго до монастыря существовало поселение, которое было одним из центров Ладоги.

По одной из версий монастырь был основан в начале 12 века, когда был построен древнейший из сохранившихся до наших дней каменных храмов Ладоги — церковь Успения Пресвятой Богородицы, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.

Возможно, что основателем обители был князь Мстислав Великий. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он мог быть и заказчиком строительства Успенской церкви как усыпальницы для своей жены, шведской принцессы Кристины. Основательницей обители могла быть и сама Кристина; есть версия, что она была похоронена в Успенском монастыре.

Однако после того, как во время реставрационных работ на одной из арок в Успенском храме был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший одному из сыновей Мстислава и Кристины, князю Ростиславу Мстиславовичу, возникло обоснованное предположение, что каменный храм Успения строили в 1157-1158 гг., когда князь Ростислав княжил в Новгороде; возможно, тогда же возник и сам монастырь.

Но, возможно, Успенский собор изначально был приходским, а монастырь вокруг него появился позднее; во всяком случае, первое упоминание о монастыре в летописях относится к 1500 году.

Есть и другая любопытная версия: монастырь с деревянной церковью Успения был основан еще в 11 веке дочерью шведского короля Олафа принцессой Ингигердой (она позднее стала известна как св. Анна Новгородская), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в качестве приданого.

В любом случае, Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Северо-Запада России, а Успенский храм — самым северным храмом в стране, построенным в домонгольский период, и самым древним храмом Ладоги.

Монастырь долгое время оставался одним из крупнейших религиозных центров на Русском севере.

Б. М. Кустодиев. Монахиня. 1908 г.
На картине изображена игуменья
Староладожского Успенского монастыря
Олимпиада.

В ходе русско-шведской войны 1610-1617 годов эти территории были захвачены противником, и Успенский монастырь был разорен. Монахини скитались по деревням. После заключения Столбовского мира в 1617 году и возврата земель России некая старица Акилина собрала оставшихся монахинь и возобновила монастырь. В том же году заново была освящена Успенская церковь — главный храм монастыря. Но многое пришлось строить заново.

В 1718-1725 гг. в монастыре находилась в заточении Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра I и последняя русская царица. Во время ее пребывания здесь постоянно дежурил военный караул, было приостановлено пострижение новых послушниц и запрещен вход прихожанам на территорию обители.

Обитель стала пристанищем нескольких и других довольно известных женщин, о них — чуть ниже.

В 19 веке в монастыре началось интенсивное строительство: были построены Западные Святые врата, Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие здания.

Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, он избирал игумений из числа сестер обители для настоятельства в основанных им новых монастырях.

Многие известные люди делали пожертвования в пользу монастыря: супруга Александра II императрица Мария Александровна, меценат Алексей Томилов, живущий в усадьбе по соседству, граф Дмитрий Шереметев.

После революции монастырь был закрыт. Здесь размещался детдом, потом коррекционная школа. В 1958—1960 гг. была проведена комплексная реставрация храма, тогда были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки.

В 2004 году все здания монастырского комплекса, — а они являются памятниками архитектуры федерального значения, — были переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии. Многие здания монастыря были в аварийном состоянии, начались ремонтно-восстановительные работы. В 2005 году в монастыре возобновлена монашеская жизнь. В августе 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия.

История

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

В Воронежской области находится три пещерных монастыря

В Воронежской области находится три самых больших в России пещерных монастыря. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, Белогорский Воскресенский монастырь и Спасский пещерный монастырь в Костомарово.

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

В вопросе древности историки отдают предпочтение Дивногорскому Упенскому монастырю, хотя споры о датах основания каждого монастыря ведутся до сих пор.


Дивногорский Успенский монастырь. По мнению ученых самый старый пещерный монастырь в Воронежской области

Первые письменные упоминания об обители относятся к 1653 году. Согласно легендам, первые иноки поселились тут вместе с казаками, которых послали оберегать границы от набегов кочевников.

Расцветать костомаровская обитель стала при царе Алексее Михайловиче. По его воле на территории монастыря была построенная водяная мельница, которую не обложили налогом.

Вторая была построена на деньги местной знатной дворянки.

В течение ста лет Дивногорский монастырь превратился в самую богатую обитель в округе.

Известность монастырю принесла не только его история, но и чудотворная икона Сицилийской Божьей матери. Согласно легенде, икона была обнаружена на одном из столбов при строительстве монастыря.

На сегодняшний день церковь ее имени — единственная сохранившаяся пещерная постройка монастырского комплекса.

Белогорский Воскресенский монастырь


Белогорский Воскресенский монастырь. Был полностью уничтожен большевиками, восстановление обители ведется до сих пор Белогорский монастырь был основан жительницей Белогорья, которая получила благословение на монашеские труды. Вместе с подвижниками она принялась за работу по раскопкам. Строители выкопали примерно два километра пещер внутри меловых столбов.

Из-за раскопок возник конфликт между основательницей монастыря и местными жителями. Спор дошел до таких масштабов, что решил его в итоге император Александр I.

Он пожаловал женщине денежное вознаграждение за ее труды и решил конфликт в пользу строителей монастыря.

После смерти основательницы обители, жительницы Белогорья, монастырь стал мужским.

Монастырским постройкам архитекторы придали византийский облик. В XIX веке при монастыре действовала школа для мальчиков. Уроки в школе вел настоятель монастыря.

К сожалению, с приходом к власти большевиков обитель была закрыта, а все исторические постройки были уничтожены. Монахи вернулись в монастырь уже после распада СССР. По сей день они занимаются восстановлением монастыря.

Интересно, что белогорские пещеры считаются самым крупным монастырским подземельем в России, которое было создано искусственным образом.

Современное состояние

В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам.

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Оптимальный путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.

Обыкновенное чудо

Уже из названия монастыря ясно, что его основание связано с чудом. Если верить летописной повести «О Алексее митрополите», произошло оно в 1357 году. Случилось так, что Тайдула, мать ордынского хана Джанибека, занемогла глазами — ослепла. Безутешный сын обратился к митрополиту Киевскому и всея Руси Алексию с просьбой о помощи. Глава русской церкви прибыл в столицу Золотой Орды Сарай, помолился у постели больной, и произошло чудо — женщина прозрела.

Чудов монастырь, 1883 год

В благодарность за спасение Джанибек и Тайдула подарили митрополиту землю в Кремле, где располагался Ордынский посольский двор, на которой и была основана обитель. Назвали ее в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех — во Фригии архангел ударом жезла отвел горный поток, который язычники направили, чтобы разрушить христианский храм, и это чудо стало символом покровительственной защиты православия от иноверцев. Сюжет не имеет ничего общего с событиями в Сарае, но их метафизическая близость очевидна.

Возможно, всё было не совсем так, а то и совсем не так, как рассказано в житии Алексия, тем более что создано оно примерно через сто лет после описываемых событий, когда митрополит был канонизирован. Относительно молодой, только назначенный предстоятель вряд ли пользовался такой уж великой славой целителя, во всяком случае об этом ничего не известно. Выдвигались версии, что Тайдула по происхождению была русской полонянкой, что хоть как-то объясняет произошедшее. Есть предположение, что помощь была нужна не ей, а самому хану, что тщательно скрывалось из-за боязни продемонстрировать слабость Джанибека. Достоверных данных мало, но есть неоспоримый факт — дипломатическими ли талантами, медицинскими или еще как, но митрополит Алексий смог приобрести расположение ордынской власти. И это уже можно считать чудом.

Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу от слепоты, картина художника Якова Капкова, XIX век

Алексий Федорович Бяконт вошел в русскую историю и как политический деятель, и как православный подвижник, впоследствии канонизированный в лике святителя. Сын московского боярина, крестным отцом которого был тогда княжич, а потом великий князь Иван Данилович Калита, выбрал монашеский путь, но, став наместником митрополита и епископом, он вынужден был снова окунуться в «большую политику». А в 1354 году Алексий по просьбе московского князя Симеона Гордого был утвержден константинопольским патриархом в качестве митрополита Киевского и всея Руси. Такова уж была замысловатая реальность тех лет: в патриаршей грамоте митрополит именовался Киевским, местопребыванием его считался Владимир, а реальная резиденция находилась в Москве.

Святитель Алексий (Бяконт)

Алексий стал митрополитом в сложное для московского княжеского двора время. Эпидемия чумы унесла жизни большей части наследников Калиты (у Ивана Даниловича было три сына, у каждого из которых было по нескольку детей), и когда в 1359 году скончался великий князь Иван Иванович, в живых оставались лишь девятилетний Дмитрий Иванович и его младший двоюродный брат Владимир. Конечно, за спиной у мальчиков стояло мощное московское боярство, но в борьбе за великокняжеский престол приближенные были бессильны. В итоге великое княжение ушло из Москвы к Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Это был удар не только по престижу, но и по казне города — тот, кто контролировал сбор дани, обычно внакладе не оставался.

Но всё изменилось, когда на Русь из Орды вернулся митрополит Алексий. Случилось это не сразу: сначала он отправился в Киев, где был задержан литовским князем Ольгердом. Лишь через год Алексий сумел бежать и вернуться в родную Москву. Он стал фактическим регентом при малолетнем Дмитрии, о чем, кстати, просил в завещании Иван Иванович Красный. И именно Алексий добыл для 12-летнего московского князя ярлык на великое княжение. И это тоже в некотором смысле чудо.

Скиты, пустыни, подворья

В комплекс монастыря входят следующие объекты:

Андреевский скит. Скит располагается на Большом Заячьем острове. В него входит деревянный Храм Андрея Первозданного, поварня и другие хозяйственные постройки. Здесь также, еще со времен Игумена Филиппа, была обустроена гавань.

Голгофо-Распятский скит. Это небольшая церковь на холме, где когда-то была отшельническая келья старца Паисия. В 1994 году на холме установили Крест в честь Новомучеников Соловецких.

Никольский скит. Скит был обустроен на острове Конд по указу императора Николая II. Деревянная церковь, освященная в честь Николая Угодника, не сохранилась.

Савватиевский скит. Это место, где когда-то жили Герман и Савватий – основатели монастыря. В семнадцатом столетии в скиту обустроили братские кельи, а в девятнадцатом веке в честь Крымской войны была построена каменная церковь в честь Богоматери Смоленской.

Свято-Вознесенский скит. Самая высокая точка Соловецкого архипелага. На высоком холме возвышается трехярусный одноглавый храм Вознесения Господня.

Свято-Троицкий скит. Находится на Анзере, втором по величине острова архипелага. Здесь сохранилась трапезная семнадцатого века, келейная, а также церковь конца девятнадцатого века, освященная в честь Михаила Малеина.

Сергиевский скит. Расположен на острове Муксалма. Долгое время остров служил как пастбище для монастырского скота. В девятнадцатом веке сюда перенесли старинную деревянную Онуфриевскую церковь, была построена часовня, освященная во имя Святого Власия, который считается покровителем домашнего скота. Чуть позднее была возведена каменная церковь в честь Сергия Радонежского.

Исакиевская пустынь. Эта одна из самых древних пустыней монастыря. Считается, что она возникла во времена игумена Филиппа. Здесь расположена деревянная келейная, а также большой деревянный дом.

Макариевская пустынь. Эту пустынь обустроил архимандрит Макарий на берегу озера Нижний Перт. Здесь есть дом архимандрита с мезонином, старинный валунный ледник, в 1854 была сооружена крепость в напоминание о Крымской войне, освященная во имя Александра Невского.

Филиппова пустынь. Пустынь расположена на берегу Игуменского озера. По преданию, игумен Филипп любил уединятся в этом месте для молитв и размышлений. Однаэды Филиппу явился Иисус, а на этом месте забил чистый родник. Игумен собственноручно углубил источник и велел поставить над ним часовню, в которой было изображение Иисуса в том виде, в котором он явился настоятелю. Обветшалую часовню в девятнадцатом веке заменили на каменную.

Соловецкий монастырь также имеет подворье в:

  • Архангельске;
  • Кеми;
  • Москве;
  • Санкт-Петербурге;
  • Фаустово;
  • Радово.

Обитель знаний

И всё же ярче всего Чудов монастырь отметился на ниве просвещения. Еще в конце XIV столетия в обители появилась своя школа книжных писцов, в которой копировали и хранили древние рукописи. Ее связывают с именем адрианопольского митрополита Матфея Гречина, который жил и скончался в Чудовом монастыре. В XV веке здесь принял постриг Юрий Траханиот — ближайший советник князя Василия III. В начале следующего XVI столетия в монастыре поселились бежавшие от турок афонские старцы. В обители была своя школа иконописи, мастерские золотых и серебряных дел, мастерская по изготовлению драгоценных эмалей.

В XVII столетии Чудов монастырь оказался в центре раскола — он становится оплотом так называемых грекофилов, или мудроборцев, ратовавших за возврат к древним греческим традициям православия. В обители обосновались приглашенные из Киево-Могилянской академии авторитеты — Епифаний Славинецкий, Арсений Грек, Арсений Сатановский, келарем монастыря был Евфимий Чудовский. Это был круг классически образованных людей, которым покровительствовали царь Алексей Михайлович, боярин Федор Ртищев, будущий патриарх Никон. Они стремились к просвещению, развитию наук, взаимообогащению светской и духовной культуры. В Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («Патриаршая школа»), на основе которой впоследствии появится первое высшее учебное заведение Руси — Славяно-греко-латинская академия.

Репродукция страницы Лицевого летописного свода (лист 1482 года)

Вот что писал об обители Балтазар Койэтт, посещавший Москву в составе голландского посольства в 1675 году:

Балтазар Койэтт. «Исторический рассказ, или Описание путешествия господина Кунраада Фан-кленка»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: