Афиша и билеты
Новая сцена
ПРОГРАММА «URBAN SENSE». Тактильная лаборатория «Вибрации города»
С 27 сентября по 12 октября в программе «Urban sense» на Новой сцене Александринского театра пройдет тактильная лаборатория «Вибрации города».
-
27
Сен
19:00 -
28
Сен
19:00 -
30
Сен
19:00 -
04
Окт
19:00 -
06
Окт
19:00 - еще
-
27
Сен
19:00 -
28
Сен
19:00 -
30
Сен
19:00 -
04
Окт
19:00 -
06
Окт
19:00 -
08
Окт
19:00 -
11
Окт
19:00 -
12
Окт
19:00
Основная сцена
ВОРОН
Спектакль Николая Рощина.
Николай Рощин не впервые обращается к драматургии Карло Гоцци. В 2011 году он выпустил «Ворона» на сцене театра «А.Р.Т.О.», принципиально отказавшись в спектакле от праздничной стилистики театра комедии дель арте. В 2001 году Николай Рощин поставил спектакль «Король-олень» (РАМТ, Москва, 2001), ставший одной из лучших постановок Гоцци на российской драматической сцене. За эту работу режиссер награжден Премией им. Смоктуновского и Премией Ассоциации Московских критиков.
-
29
Сен
19:00 -
13
Окт
19:00 -
21
Окт
19:00 -
18
Ноя
19:00
Новая сцена
ДВЕНАДЦАТЬ
Главный герой этого спектакля – Петербург-Петроград. Режиссер Антон Оконешников, художник Елена Жукова и видеохудожник Мария Варахалина придумали решение и визуальную среду спектакля, в которой зрители оказываются внутри постановки, действие разыгрывается вокруг них.
29
Сен
19:30
Новая сцена
ДЕМАГОГ
В основу спектакля Хуго Эрикссена «Демагог» легла одноименная пьеса Кирилла Фокина. Тема «пути наверх» и краха Героя; сцены борьбы за власть и господство, основанные на реальных исторических событиях Пелопонесской войны; выбор (или все же иллюзия выбора?) демократии или тоталитаризма; ответ на вопрос, что сегодня правит миром — деньги или идеология, а, может быть, деньги и стали основой любой идеологии — все это сегодня звучит более чем актуально.
01
Окт
19:00
Новая сцена
ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ RAINY HOT CULTURE DAYS JAZZFEST: ФИНАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
1 октября при содействии Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Фонда поддержки музыкального образования и в партнерстве с Новой сценой Александринского театра состоится заключительный концерт международного фестиваля современного джаза RAINY HOT CULTURE DAYS JAZZFEST. Это совместная инициатива петербургского джазового лейбла Rainy Days Records и проекта Александра Малича «Хот Культур». Фестиваль проходит в разных знаковых локациях Петербурга с 19 августа по октябрь 2021 года. В насыщенной программе, растянутой на месяц: более 30 значимых джазовых музыкантов России, США и Европы, образовательные музыкальные события при поддержке Yamaha и LANOTE.
-
01
Окт
19:29 -
01
Окт
19:30 -
01
Окт
21:30
Интерьеры здания
Интерьеры театра также достойны отдельного описания. Зал является пятиярусным. Он создавался по наиболее прогрессивной для XIX столетия системе. Акустика зала выше всяких похвал. Нарядные интерьеры театра в настоящее время являются практически такими же, какими были в XIX веке.
Впрочем, нужно отметить, что первоначально в зале была использована обивка голубого цвета, но в конце 40-х годов XIX столетия ее заменила пунцовая. Причина такой перемены была самая банальная: в то время в театре использовались масляные лампы, которые сильно коптили, так что первоначальная обивка достаточно серьезно пострадала. Копоть испортила также стенную живопись, так что пришлось ее обновлять. То же самое произошло и с плафонной живописью. Говоря об изменениях, произошедших в то время в театральных интерьерах, нужно также упомянуть и о сцене: по ряду причин она была сильно переделана.
Во время посещения театра обратите внимание на роскошную резьбу, которая украшает ложи: ее рисунки были сделаны автором проекта здания. Орнамент, которым декорированы барьеры ярусов, был создан позже — во второй половине XIX столетия
[править] Драмтеатр им. Пушкина
Социальная революция вывела Александринский театр из императорской структуры — как и всё императорское, поскольку Российской империи больше не существовало. Для системы императорских театров это обозначало, что все театры, входившие в эту структуру, получили самоятоятельность, то есть свою администрацию, свою актерскую труппу и т. д. Правда, самостоятельность была очень относительной. Театры продолжили быть государственными, только государства другой системы — социалистической, то есть они находились на содержании этой государственной системы и должны были подчиняться ей.
Первое время новому правительству было не до театров.
Но через некоторое время после революции 1917 года всё русское театральное искусство подверглось жесточайшим нападкам со стороны революционно настроенных деятелей Пролеткульта, требовавших полной ликвидации «старого мира» и «прошлого искусства». Взамен пришло новое искусство, одним из основателей которого был В. Э. Мейерхольд. Собственно, он работал на сцене Александринского театра начиная с 1908 года, когда революционные идеи — и социальные, и эстетические — уже охватывали всю Россию. Первым послереволюционным представлением на Александринской сцене в самом конце 1917 года стал спектакль «Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина») А. В. Сухово-Кобылина в постановке В. Э. Мейерхольда. Но в целом репертуар был еще прежний. Даже по неполному списку спектаклей видно, что первое время после Октябрьского переворота Александринский театр играл на своей сцене спектакли прошлого, дореволюционного, репертуара (см. ст. Репертуар Александринского театра (Драмтеатра им. Пушкина) с октября 1917 по 1963 гг.).
В 1919 году Александринский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году Александринский театр, названный в честь императрицы, был переименован в Петроградский государственный академический театр драмы, по-другому: «Акдрама» (академический театр драмы).
В 1924 году — новое название: Государственный академический театр драмы, а 9 февраля 1937 года (к столетию великого Пушкина) получил в свое название имя Пушкина. Были добавлены и необходимые для его сана регалии в виде ордена Трудового Красного Знамени.
Занавес Александринки. Фильм рассказывает о советском периоде в истории театра Санкт-Петербурга, носившего имя А.С.Пушкина.
Театр по-прежнему был драматическим.
Требования власти были просты и лаконичны: все театры, как и всё искусство, должно было служить — или, что вернее, прислуживать — государственному режиму. Советская власть знала один жанр — социалистический реализм, то есть пьесы должны были рекламировать советский образ жизни.
Постепенно время менялось, и позиции власти тоже менялись. Менялся и репертуар.
А на сцене и за сценой менялись поколения выдающихся и не очень артистов, режиссеров, музыкантов, художников, осветителей, бутафоров, костюмеров — всех тех, кто продолжал творить для сцены.
Театральный разъезд
Название отсылает к пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». На её создание писателя вдохновили разговоры зрителей, разъезжавшихся после премьеры «Ревизора». Сочинение входит в цикл «Приложения к «Ревизору»», которые в качестве автокомментария раскрывают содержание пьесы и содержат указания по её постановке. Цикл создавался на протяжении 10 лет и отражал взгляды Гоголя на своё творение. Конкретно эта пьеса представляет собой своеобразный ответ автора критикам «Ревизора». В неё вошли некоторые реальные отзывы о комедии, печатавшиеся в журналах и газетах.
10 сентября 1842 года Гоголь писал Прокоповичу:
«…более всего хлопот было мне с остальною пьесою — «Театральный разъезд». В ней столько нужно было переделывать, что, клянусь, легче бы мне написать две новых. Но она заключительная статья «Собрания» и потому очень важна и требовала тщательной отделки. Я очень рад, что не трогал её в Петербурге и не спешил с нею. Она была бы очень далека от значения нынешнего».
Выставочное пространство зала условно разделено на сцену и зрительный зал.
В «зрительном зале» — костюмы публики XIX века, а на «сцене» — костюмы из постановок Шекспира, которые наиболее часто ставились в Александринке. «Гамлет» впервые был поставлен ещё в версии «отца русского театра» Александра Петровича Сумарокова в XVIII веке.
В экспозицию вошли:
- костюмы Константина Варламова из «Свадьбы Кречинского» Александра Сухово-Кобылина;
- костюмы Павла Самойлова из спектакля «Горе от ума»;
- сюртук Мамонта Дальского в комедии Грибоедова;
- шинели швейцаров театра разных эпох.
Кстати, именно в этой и смежной комнате с середины XIX века располагался Театрально-литературный комитет императорских театров, чья рекомендация открывала дорогу на сцену новым драматическим сочинениям.
Витрина с костюмами конца XIX векаИсточник фото
Костюмы и эскизы к спектаклю «Гамлет» В. Шекспира
(режиссёр — Г. М. Козинцев, художник — Н. И. Альтман, 1954 г.)Источник фото
Эрмитажный театр
Об Эрмитажном театре знает не каждый, но кто знает — тот молодец! Потому что уютный камерный зал, щедро обставленный статуями Аполлона и его прелестных муз, не может не вызвать восхищения! Построенный во дворце и для придворных театр маленький, да удаленький. Но пользуется спросом больше у иностранных туристов.
Кстати, летом там всегда идёт только один спектакль — Лебединое озеро. И зал оккупируют туристы из Китая. Но вот в другое время года там ставят остальные, не менее волшебные классические балеты. И попасть на них можно за вполне адекватные суммы.
Летом посещение Эрмитажного театра обойдётся в 5500, а зимой в 2500.
Первый публичный театр в XIX столетии
В начале XIX века весь русский театр был ориентирован на европейские образцы. Однако постепенно он нарабатывал и свою, оригинальную школу. После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года большой популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль.
Репертуар театра был украшен постановками ранних комедий Александра Сергеевича Грибоедова — «Молодые супруги» в 1815 году и «Притворная неверность» в 1818-м. Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как Мария Ивановна Вальберхова и Иван Иванович Сосницкий.
Актёры первого публичного театра в Петербурге показывали зрителям пьесы также таких известных русских драматургов, как Михаил Николаевич Загоскин, Николай Иванович Хмельницкий и Александр Александрович Шаховской.
В 1831 году труппа впервые поставила и исполнила комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл знаменитый российский актёр-трагик Василий Андреевич Каратыгин.
В XIX веке театр стал флагманом театральной жизни столицы Российской империи, и сохранил эту позицию в продолжении всего времени. Именно в его стенах зарождалась история русской театральной культуры. Этот период обозначен расцветом водевиля.
Погружение же в водевиль труппой театра в Петербурге привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.
Творческая жизнь в разные периоды
Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.
Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.
После 1917 года революционные деятели требовали ликвидировать императорский театр – «старый мир буржуазного искусства», но он устоял. 7 декабря 1919 года ему присвоили имя «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания.
В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).
Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.
На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.
Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.
С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.
Нынешнее время
Одним из ярких моментов в истории театра в текущем столетии стало предложение Министерства культуры РФ об объединении Александринки с ярославским драматическим театром (Волковским). То, что должно было получиться в результате объединения, планировалось назвать Первым национальным театром России. Но эта инициатива не была реализована, так как общественность оценила объединение театров негативно. Впрочем, проект полностью не отвергнут российскими властями, его воплощение в жизнь лишь приостановлено. Кстати, некоторые деятели искусства оценивают возможное объединение двух театров как правильный шаг, который поможет развитию российской культуры, даст новые возможности режиссерам и актерам.
Скажем несколько слов о Волковском театре. Он был основан в 50-е годы XVIII века и является старейшим драматическим театром в стране. Его здание расположено в центральной части Ярославля. Жители города и всей Ярославской области гордятся этим театром, считают его своим достоянием и активно выступают против его объединения с Александринкой. По их мнению, такое объединение фактически уничтожит одну из главных достопримечательностей Ярославля, сделав старейший российский драмтеатр лишь придатком Александринского. Некоторые считают, что блестящим ярославским актерам на санкт-петербургской сцене «светит» лишь массовка.
Впрочем, многие уверены, что объединение двух знаменитых театров все-таки рано или поздно состоится, несмотря на многочисленные возражения жителей обоих городов.
Проекты и музей Александринки
В 2006 году, в год 250-летия Александринского театра, был основан Международный ежегодный театральный фестиваль «Александринский». Сегодня он очень популярен. Программу фестиваля формируют спектакли по произведениям классиков, постановки современной драмы, спектакли корифеев современной режиссуры и молодых режиссёров.
Александринский театр продолжает традицию творческих дебютов молодых деятелей театра в рамках проекта «Лаборатория», основными принципами которого являются поиск нового театрального языка для современной драматургии, междисциплинарность и готовность к творческому эксперименту.
В рамках проекта на Новой сцене зрителям представляют опыты молодых режиссёров. Литературной основой служат — пьесы, созданные петербургскими современными авторами в последнее время, участниками и победителями творческих конкурсов драматургии. Каждое событие сопровождают вводная лекция, показ и обсуждения.
В пространстве третьего яруса Александринского театра в 2006 году был открыт Музей. Сегодня в нём представлена уникальная экспозиция, посвящённая истории старейшей драматической труппы России. В Музее русской драмы, в восьми залах можно увидеть сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других мастеров.
«Музей русской драмы» в Александринском театре Санкт-Петербурга предстаёт в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.
Главная премьера Александринки – зарождение в России театрального искусства
Императорская всепоглощающая любовь ко всему русскому, подарила стране в 1756 году старейший национальный театр, учрежденный Сенатским Указом, под которым поставила подпись дочь Великого Петра. Дата подписания указа совпала с днем святого Александра Невского. Таким образом, родоначальником всех российских театров стал благословленный Елизаветой «Русский для представлений трагедий и комедий театр», и дата его основания служит днем рождения Русского профессионального театра.
Руководство заведением доверили известному театральному деятелю, актеру Федору Волкову, с момента своего существования театр покорял зрителей постановками Фонвизина, Мольера, Бомарше.
Учреждением театра Елизавета Петровна положила начало государственной политики державы в области театрального искусства. Дело императрицы должно приняли ее последователи: в последующие века судьбой театра опекались высшие чины державы. Уже при Екатерине Великой театр переименовали в Российский придворный, а в 1825 году он украсился новой табличкой – «Российская драматическая труппа Императорских Санкт-Петербургских театров».
Свое нынешнее название – Александринский – театр получил в честь супруги Николая I Александры Федоровны. В 1832 году заведение перебралось в потрясающее здание, находящееся в центре Невского проспекта и спроектированное зодчим Карлом Росси.
Ранее эта территория была собственностью полковника Аничкова – строителя известного моста, а затем выкуплена у него державой. На немаленькой площади был разбит сад, простирающийся до теперешней улицы Садовой. Архитектор Бренна перестроил находившийся там павильон в театр, в котором играла итальянская оперная труппа. Но помещение со временем не смогло вместить всех желающих, и было принято решение о постройке нового, каменного, театра. Из-за нестабильной ситуации в стране реализация его все откладывалась, и лишь в 1818 году площадь передали театральной дирекции. До 1827 года Карл Росси занимался проектировкой реконструкции и застройки площади. Неизменно все поданные варианты включали в себя сооружение городского театра. Наконец, весной 1828 года был утвержден окончательный вариант проекта, что дало возможность приступить к строительству. Спустя 4 года состоялось торжественное открытие нового здания театра.
МДТ-театр Европы
Малый драматический театр Льва Додина — также порождение советской эпохи. Причём военного времени.
Фраза «театр Европы» в названии не случайно — Генеральная ассамблея Союза европейских театров присвоила ему это звание в 1998 году.
Чем он известен сейчас? Козловским и Боярской. Но это если говорить о попсе, а вообще там немало отличных спектаклей. Репертуар заполнен классикой, причём в полне себе традицонном изложении. Здесь и произведения Чехова, и Шекспира, и Лорки, и Ибсена, и Мисимы… и кого там только нет.
Билеты варьируются от 400 до 8000 деревянных. В зависимости от популярности артиста. И на самых популярных — лучше покупать знатно зараньше.
Капитальный ремонт
В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.
Обновление фасада и интерьера
Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.
Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.
Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.
Новая сцена
15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.
Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.
В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.
Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.
История Александринского театра
Царица Елизавета Петровна увлекалась театром с юности и неслучайно, что именно она 10 сентября (30 августа по новому стилю) подписала указ об учреждении русского театра. Этот день является не только Днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения русского профессионального театра.
В своем указе Елизавета также повелела отдать первому в России государственному публичному театру каменный дом опального графа М. Г. Головкина, что на Васильевском острове. Здесь же говорилось о наборе в труппу ярославских актеров и ежегодном финансировании оного театра в размере 5000 рублей.
Долгое время у театральной труппы не было своего здания и более 70 лет она выступала на разных сценических площадках.
В 1832 году на Аничковой площади (сейчас это площадь Островского) по проекту Карда Росси был возведен театр, получивший имя Александринский. Эта сценическая площадка стала основным местом выступлений Императорской драматической труппы.
В знак благодарности театр предоставил Росси одну из лож в безвозмездное пользование. Но поскольку денег у зодчего всегда не хватало (у него было 10 детей), ложу он сдавал в аренду. По преданию, на одном из спектаклей в ложе собрались люди разных сословий и между ними произошел крупный скандал, после чего ложу у Росси отобрали.
Во время революционных событий 1917 году артисты саботирует новую власть и все спектакли отменяются. В 1919 году Александринский театр получает статус академического. В год 100-летия смерти А.С. Пушкина (1937 год) театр называется именем великого поэта.
Во время Великой Отечественной войны театральная труппа была эвакуирована в Новосибирск и до снятия блокады давала спектакли в этом городе.
К 250-летию театра проведена его реконструкция. Были восстановлены исторические интерьеры и благодаря внедрению инженерных новшеств усовершенствована сценическая площадка.
В 2013 году недалеко от главного здания, ближе к набережной Фонтанки, была открыта Новая сцена, где проходят спектакли современных авторов, демонстрируются фильмы, а также организуются лекции. В 2013 году эта современная постройка завоевала гран-при на конкурсе «Архитектон-2013», а также гран-при Российской национальной премии «Хрустальный Дедал».
Традиционно на сцене Александринки ставятся классические драматические произведения русских и зарубежных авторов. Здесь впервые были поставлены спектакли, созданные по сочинениям А.Н. Островского и А.К. Толстого, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. В последние годы Александринский театр включает в репертуар и балетные постановки.