Репертуар Сентябрь 2021
Театр Федора Волкова всегда был известен своим обширным репертуаром
В самом начале своего существования учреждение уделяло большое внимание духовным драмам митрополита Димитрия Ростовского, трагедиям Расина и Сумарокова, комедиям Мольера
В 1930-е годы в репертуаре присутствовала русская классика, в основном это была драматургия Островского. Именно в эти годы театр более многопланово начинает раскрывать «кризисного» человека советского времени. Сцена начинает наполняться дыханием времени в произведениях «Хлеб» В. Киршона, «Далекое» А. Афиногенова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Мой друг» Н. Погодина.
Репертуар начала войны отличался суровой и строгой военной драматургией — «Русские люди» К. Симонова, «Лодочница» Н. Погодина, «Фронт» А. Корнейчука.
Все спектакли на официальном сайте Волковского театра
Anka
С 1996 года, после прихода нового главного режиссера Владимира Боголепова, учреждение пополняет свой репертуар русской и мировой классической драматургией: «Фомой» Ф. М. Достоевского, «Платоновым» А. П. Чехова, «Венецианскими близнецами» Гольдони и другими.
В настоящий момент театр известен своими бенефисами заслуженных артистов России, неизменной классикой, Театральным блюзом, а также любимыми всеми зрителями произведениями «Бабаня» Кати Рубиной, «Любовью не шутят» Альфреда де Мюссе, «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович и прочими.
Во время ежегодных продолжительных новогодних праздников дети и их родители могут окунуться в сказку, и в этот период на ежегодную елку Волковского театра стекается чуть ли не весь город. С конца декабря и до последнего дня каникул специально для самых юных зрителей в учреждении ставят спектакли на знакомую всем тему, при этом привнося в нее частичку волшебства. «Снеговишник», «Новогодние приключения Кроша и Нюши», «Иван Царевич», «Волшебная сказка Алладина» и другие музыкальные спектакли, а также прочие зажигательные музыкальные представления не оставят равнодушными никого из пришедших.
Зал и сцена театра драмы им. Федора Волкова в Ярославле на Google-панораме
XVIII век
По преданию, слава русского театра ведет свое начало от старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.
К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, — служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова — Григорий и Гавриил. В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра. В 1751 году вести о ярославском театре доходят до Петербурга. Сенатский экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле по определению Сената для расследования злоупотреблений по винным откупам, в свободное время посещает спектакли Волковской труппы, а по возвращении его восторженные отзывы о ярославском театре доходят до императрицы Елизаветы Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»
Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра.
Значение деяний Волкова огромно. Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской актерской игры, освещенной светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства.
Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.
Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.
С отъездом Волкова и его труппы в Петербург культурная и театральная жизнь в Ярославле не затихает. В 1769 году утверждается новый градостроительный план Ярославля.
С 1777 года развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов, покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова даст свою гастроль Первый актер Русского Императорского театра, преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». При Мельгунове, в 1778 году, утверждается герб Ярославля с изображением медведя, выходит сокращенная «Псалтырь» в стихах, а в 1786 году появляется первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», основанный В. Д. Санковским. В 1780 году ярославские семинаристы представляли в Полушкиной роще оперу Я. Соколова «Ставленник». Здесь, в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, было найдено графом А. И. Мусиным-Пушкиным «Слово о полку Игореве».
Репертуар театра Воронцова
В списке учреждения значится около 25 представлений. В репертуар входит и самый первый спектакль инициативной тройки «Интервью». Лейтмотивом для всех постановок служит противостояние безнадёжности и цинизму. Преданные поклонники театра могут заметить, что героями спектаклей чаще всего становятся идеалисты и искатели надежды, этакие дон кихоты, вселяющие веру. К созданию почти всех постановок причастен тот самый бессменный главный режиссёр Владимир Воронцов.
Жанровое разнообразие представлено трагикомедиями («Игра в Джин»), комедиями («Весельчаки»), драмами («Интервью»), комедиями-мелодрамами («Крутые виражи»), детективами («Рикошет»).
Театр Воронцова не отличается широким выбором спектаклей для школьников. На самую маленькую публику рассчитана лишь музыкальная сказка «Как Бабы-Яги сказку спасали» по сюжету одноимённого произведения Михаила Мокиенко.
Спектакль «Весельчаки», Официальная группа театра во ВК
Актеры и история становления театра
Театр был создан актером и режиссером Федором Григорьевичем Волковым, который на тот момент был 21-летним юношей. В июне 1750 года рядом с большим каменным амбаром, где ранее хранился кожевенный товар купца Полушкина, он и его товарищи порадовали зрителей своим первым представлением. На тот момент репертуар мог похвастаться пьесами Дмитрия Ростовского, трагедиями Сумарокова и Ломоносова, сатирическими постановками самого основателя — «Шемякин суд», «Всяк Еремей про себя разумей» и другими. На первые гастроли труппа отправилась в Петербург, куда была приглашена императрицей Елизаветой Петровной.
Позднее Волков начинает заниматься созданием новых театральных форм, выступая в качестве постановщика маскарада «Торжествующая Минерва», который состоялся в Москве по случаю коронации Екатерины II. Им также было утверждено сценическое искусство в качестве школы гражданских чувств, влияние на него, по мнению Волкова, оказали проблемы эпохи. Федор Григорьевич стремился демократизировать театр и сделать его общедоступным, это сильно повлияло на дальнейшее развитие отечественной сцены.
Anka
Позднее традиции создателя учреждения развивал Иван Дмитревский, его соратник, вначале бывший писчиком Ярославской провинциальной канцелярии, а затем ставший академиком. Дело Волкова продолжило жить в деятельности учеников Дмитревского, великих русских трагиков Катерины Семеновой и Алексея Яковлева, им на смену пришло новое поколение мастеров русского театра — Павел Мочалов и Михаил Щепкин.
Для театра первой половины XIX века было характерно утверждение новой сценической правды, а именно яркого реалистического начала в отличие от привычной рутинной манеры игры.
Позднее город взбудоражили гастроли известнейших русских актеров В. П. Самойловой и В. И. Живокини, которые были представителями династии Садовских. Также сцена в разные годы тепло встретила Г. Н. Федотову, Ф. П. Горева, К. Н. Полтавцева, Н. Х. Рыбакова, певицу Н. В. Плевицкую и многих других. В самом конце XIX века учреждение несколько раз посетил с выступлениями К. С. Станиславский, а на юбилейных Волковских торжествах в 1900 году собрался весь свет Петербургского и Московского малого театров.
Живая музыка перед спектаклем в холле, Николай Васильевич Белавин
На странице сайта, посвященной актерам театра, посетитель может кликнуть по фото полюбившегося участника труппы и узнать его краткую биографию, а также роли в текущем репертуаре театра и все роли, сыгранные данным актером.
В данный момент в труппе задействовано 63 актера.
В 1930-е годы здесь же открылся музей. В качестве первых экспонатов выступили различные фотоматериалы, программки, афиши. Позднее учреждение получило от городской художественной галереи обширный фонд материалов, имеющих непосредственное отношение к театральной истории города. Сейчас фонды музея насчитывают свыше 15 тысяч экспонатов, наиболее ценными являются снимки 1890-х годов и ряд стеклянных негативов 1930–1950-х годов. Многочисленные посетители также с удовольствием любуются эскизами декораций, костюмами, рукописями пьес и прочим.
Анастасия Ховрина
Как добраться
Пункт назначения находится по адресу: ул. Свердлова, 9. С ним соседствует немало достопримечательностей, среди которых Ярославский музей-заповедник, музей истории, Ильинская церковь, студия кукол «Ёжики», Драматический театр. Регулярное транспортное сообщение обеспечивают автобусы, маршрутки и троллейбусы.
На общественном транспорте: в 500 метрах от нужного объекта расположена остановка «Площадь Волкова». Сюда прибывают автобусы № 2, 4Т, 5, 12, 14, 19к, 21б, 33, 42, 43, 44, 44к, 139, 139А, 139П, 140, 504; маршрутки № 36, 37, 46, 47, 51, 61, 73, 80, 84, 87, 91, 94, 96, 97, 98, 143; троллейбусы № 1, 8, 9.
Расписание общественного транспорта Ярославля
Пешком: от главной достопримечательности города, Ярославского музея-заповедника, до театра можно дойти за 15 минут (расстояние около километра с небольшим). Для этого следуйте на северо-запад по Московскому проспекту, вдоль М-8, по ул. Свободы и Собинова, затем поверните на ул. Свердлова.
На автомобиле: из Заволжского района Ярославля под силу добраться за 12 минут. Поезжайте по ул. Семёновской в сторону М-8, двигайтесь по мосту через Волгу, выезжайте на Волжскую набережную, ул. Красный Съезд и ул. Ушинского. Поверните направо на ул. Свердлова и двигайтесь еще 250 метров, пока слева не появится нужное здание.
На такси: в передвижении по городу вам помогут службы «Ситимобил», «Максим», «Наше такси», «Поехали», «Тройка», «Везёт», «Яндекс. Такси».
Театр Воронцова в Ярославле на панораме Yandex: вид снаружи
Спектакль «Интервью» Ярославского камерного театра Воронцова на видео:
Текущий репертуар
- — «Дурочка» Лопе де Вега
- — «Кьоджинские перепалки» Карло Гольдони, постановка Ивана Раймонта
- — «Две смешные истории о любви» по пьесам А. П. Чехова, постановка Валерия Кириллова
- — «Дикарь» Алехандро Касона, постановка Владимира Боголепова
- — «Соперники» Шеридана, постановка Анатолия Бейрак
- — «Бешеные деньги» Александра Островского, постановка Сергея Яшина
- — «Ханума» Авксентия Цагарели, постановка Александра Григоряна
- — «Утиная охота» Александра Вампилова, постановка Александр Ищенко
- — «Поминальная молитва» Григория Горина, постановка Дениса Кожевникова
- — «Соло для часов с боем» Освальда Заградника, постановка Анатолий Бейрак
- — «Тётка Чарлея» Брандона Томаса, постановка Сергея Яшина
- — «Трое» Максима Горького, постановка Владимира Портнова
- — «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, постановка Сергея Пускепалиса
- — готовится «Горе от ума» Александра Грибоедова, постановка Игоря Селина (премьера 8-9 июня 2009 г.)
- 2009 — «КонцертЪ. Песни нашей жизни», постановка Андрея Русинова,
- 2009 — «Прекрасный мир», постановка Владимира Петрова,
- 2009 — совместный проект ЯГТИ и Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова «Сильва», постановка Александра Кузина
- 2010 — готовится к постановке «Кармен», режиссёр Тимофей Кулябин
- 2011 — «Тартюф», режиссёр Александр Кузин
- 2014 — «Цианистый калий с молоком или без?»
Театр в XX веке
Городской театр имени Ф. Г. Волкова. 1911—1917 год
В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект нового здания театра; конкурс выиграл архитектор Николай Спирин (проект под девизом «Танцующие в круге» в подражание павильону Жилярди в Кузьминках). Здание было построено в 1911 году — в нём Волковский театр находится и по сей день. В том же году театру было присвоено имя Ф. Г. Волкова. В октябре 1918 года театр был муниципализирован.
В советское время Волковский театр также снискал славу одного из лучших в провинции. Временем расцвета его можно считать 1960-е-1970-е годы, когда художественным руководителем театра был выдающийся режиссёр, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Ефимович Шишигин. К этому времени в театре сформировалась сильнейшая труппа: народные артисты СССР и РСФСР Александра Чудинова, Клара Незванова, Лидия Макарова, Сергей Ромоданов, Григорий Белов, Валерий Нельский — легендарные имена театральной сцены.
В 2000 году в театре прошли торжества по случаю 250-летия русского театра. Волковский театр получил статус федерального.
Театр в разное время именовался по-разному. Даже энциклопедические источники не дают однозначной картины. 49 том Большой советской энциклопедии второго издания даёт наименование статьи Ярославский драматический театр имени Ф. Г. Волкова, но в скобках даётся уточнение Ярославский ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени Ф. Г. Волкова. Театральная энциклопедия даёт название статьи Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова и тут же уточнение (Ярославский академический ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени Ф. Г. Волкова) 30-й том Большой советской энциклопедии третьего издания даёт название статьи Ярославский театр и далее выделение петитом имени Ф. Г. Волкова, драматический. В энциклопедии «Русский драматический театр» название статьи Российский театр драмы им. Ф. Г. Волкова.
Зал Волковского театра
Зал имеет внушительные размеры, всего он способен вместить 865 человек. Наиболее удобными местами считаются места в партере непосредственно перед сценой, некоторые предпочитают смотреть спектакль с балкона или бельэтажа.
Схема мест Волковского театра
Также зал оснащен ложами балконов и бельэтажа по левой и правой сторонам от сцены, по центру зала расположены места в амфитеатре. В интернете можно найти много фото как самого здания, так и его внутренних помещений, глядя же на его схему, становится понятно расположение каждого места, при этом зритель может выбрать наиболее удобное для обзора сцены.