Золотые ворота в XVIII-XX веке
В середине XVIII века, при Екатерине II, провинциальные города начинают перестраиваться: разбирают обветшавшие деревянные и каменные кремли, принимаются регулярные планы застройки городов и для этого нанимаются специальные губернские архитекторы. Во Владимире, согласно новому плану застройки, были срыты городские валы — они потеряли стратегическое значение и теперь только мешали проезду. Когда валы были срыты, под угрозой оказались и Золотые ворота. Валы поддерживали строение и придавали ему устойчивость.
Современным обликом Золотые ворота обязаны тогдашней перестройке. В 1795 году по бокам здания появились круглые башенки, которые скрывали пристроенные к зданию укрепляющие контрфорсы. Автором проекта стал губернский архитектор Иван Чистяков. Он создавал не только проект Золотых ворот, но и всего ансамбля городской площади и старался, чтобы все здания смотрелись в едином комплексе и «рифмовались». Было задумано превращение главной пощади в огромный плац, на котором возможно было производить военные маневры — это было совершенно в духе царствовавшего тогда императора Павла I. Но полностью осуществить свой проект перестройки площади он не успел.
Ризоположенская церковь обновляется уже не по его проекту, а через несколько лет. Она была обновлена в 1810 или 1806 году — точная дата пока не известна, и перестраивалась, скорее всего, по проекту следующего губернского архитектора — А. Вершинского.
К тридцатым годам церковь используется как полковая, а в пристройках вокруг Золотых ворот размещаются полицейская часть с арестантской, склад пожарного снаряжения и несколько городских лавок. К 50-м годам церковь уже почти не действует. Сильно обветшали внутренние перекрытия и ведущая к храму деревянная лестница — туда просто опасно стало подниматься. Лестницу немного обновили к приезду в город великих князей Николая и Михаила, и забыли снова.
В 1864 году появилась идея о переустройстве Ризоположенской церкви в здание для водяного резервуара и превращении Золотых ворот водонапорную башню. Но в 1870-х годах все-таки возобновляется богослужение. Стараниями священника Симеона Никольского лестница наверх наконец приводится в порядок. К 700-летию гибели Андрея Боголюбского, который почитается во Владимире как святой, в 1874 году владимирское купечество устроило в одной из башенок Владимирскую часовню с иконами князя, а в 1898 позолотили главку церкви.
В начале XX века на волне интереса к древнерусской истории и зодчеству возникают идеи восстановления исторического облика Золотых ворот – как минимум, собирались восстановить и обить блестящей медью створы ворот, а то никому уже было непонятно, почему побеленное здание с зеленой крышей называется «Золотым». Была создана даже специальная комиссия по реставрации, но сделать она ничего не успела — случилась революция 1917 года. В церкви расположился архив МВД, пристройки были заняты под жилье. Реставрация началась уже после войны, но здание не перестраивали, а заменили внутреннюю обстановку и слегка подновили. Электричество и вентиляцию сюда провели в 1972 году, тогда же появилась современная музейная экспозиция. Одно время здание служило опорой для троллейбусной линии — это отрицательно сказалось на его состоянии.
С 1992 года Золотые ворота, наряду с другими памятниками владимиро-суздальского зодчества, вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последняя реставрация проводилась здесь в 2001 году.
VII. Сретенский монастырь и Тимур
Собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери Сретенского монастыря
Сретенский монастырь стоит на (из семи) холмов Москвы. Монастырь напрямую связан с принесенной на Русь Андреем Боголюбским иконой Божьей Матери, получившей название Владимирской. Он был основан в 1397 году Великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери, перенесённой из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тимура.
Куликовская битва 1380 года принесла победу над темником Мамаем, захватившим на тот момент власть в Золотой Орде. В 1382 году, после захвата власти в Орде Тохтамышем и взятия им Москвы (Дмитрий Донской укрылся тогда в Костроме), Русь возобновила выплату дани.
В 1391 году, под , на реке Кондурча (с. Старый Буян) Тимур в первый раз разбил войска Тохтамыша, существенно подорвав могущество Золотой Орды.
Второй и полный разгром Тимуром хана Золотой Орды Тохтамыша произошел снова на территории современной России, на Северном Кавказе (на реке Малка) в 1395 году. Т. к. в то время Русь еще была данником (вассалом) Золотой Орды, отступление Тохтамыша проходило через русские земли. Непобедимая армия Тимура шла по его следам. Понимая неминуемую гибель столицы, москвичам оставалось уповать только на помощь русской заступницы – Божьей Матери. С этой целью из Москвы во Владимир была направлена делегация, чтобы принести в новую столицу Руси чудотворную Владимирскую икону, стоявшую у истоков русской государственности.
Согласно летописям, в тот день, когда делегация принесла на руках икону в Москву из Владимира, Тимур, достигший со своей армией Елец, увидел сон, в котором Божья Мать потребовала от него покинуть пределы Руси. Не проиграв ни одной битвы, и будучи человеком с высокоразвитой интуицией, Тимур правильно истолковал явление и повернул свои войска домой, в Самарканд.
Сретенский монастырь относился к так называемой «северной оборонительной линии», позволяя контролировать дорогу на Ярославль. В 1552 году у его стен москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани Иваном Грозным.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, в 1928-1930 годах большая часть его построек была снесена. При этом были полностью уничтожены два храма из трех, находившихся на территории монастыря. Сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам. В начале 1991 года Сретенский монастырь был передан Русской Православной Церкви.
Россия многим обязана Самаркандскому правителю Тимуру, окончательно разбившему в 1395 году Золотую Орду, и с чьим именем связан Сретенский монастырь – один из самых известных и древних монастырей Москвы. Журнал «Мировой Ченнелинг» дает информацию о превращении завоевателя Тимура в Тамерлана (Тот, кто знает Мерлина).
Вкратце, Тимур сделал возможным для Руси:
• Стать самостоятельным государством в XV веке, прекратив выплату дани в Орду.
• В течение XVI века собрать под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.
• В XVIII веке стать империей.
• В XX веке стать Советским Союзом.
Золотые ворота в современном Владимире
Сегодня в надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция. Она включает в себя:
- большую диораму со световым и дикторским сопровождением, посвященную нашествию монголо-татар;
- воинское снаряжение различных времен;
- «Галерею героев-владимирцев» — с их портретами, некоторыми историческими документами, вещами.
Посетить экспозицию может любой желающий в соответствии с режимом работы и за небольшую плату.
Ворота огибают две автомобильные дороги, однако сохранен свободный проход через арку. Этим пользуются туристы и молодожены, стремящиеся сфотографироваться на фоне объекта всемирного наследия.
Козлов вал каждую зиму превращается в большую горку, а летом — в своеобразную смотровую площадку. К сожалению, не до конца облагороженную.
VII. Сретенский монастырь и Тимур
Сретенский монастырь напрямую связан с принесенной на Русь Андреем Боголюбским иконой Божьей Матери, получившей название Владимирской. Он был основан в 1397 году Великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского на , на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери, перенесённой из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тимура.
Собор Сретения иконы ВладимирскойБожьей матери Сретенского монастыря |
P. S. Куликовская битва 1380 года принесла победу над темником Мамаем, захватившим на тот момент власть в Золотой Орде. В 1382 году, после захвата власти в Орде Тохтамышем и взятия им Москвы (Дмитрий Донской укрылся тогда в Костроме), Русь возобновила выплату дани.
В 1391 году, под Самарой, на реке Кондурча (с. Старый Буян) Тимур в первый раз разбил войска Тохтамыша, существенно подорвав могущество Золотой Орды.
Второй и полный разгром Тимуром хана Золотой Орды Тохтамыша произошел снова на территории современной России, на Северном Кавказе (на реке Малка) в 1395 году. Т. к. в то время Русь еще была данником (вассалом) Золотой Орды, отступление Тохтамыша проходило через русские земли. Непобедимая армия Тимура шла по его следам. Понимая неминуемую гибель столицы, москвичам оставалось уповать только на помощь русской заступницы – Божьей Матери. С этой целью из Москвы во Владимир была направлена делегация, чтобы принести в новую столицу Руси чудотворную Владимирскую икону, стоявшую у истоков русской государственности.
Согласно летописям, в тот день, когда делегация принесла на руках икону в Москву из Владимира, Тимур, достигший со своей армией Елец, увидел сон, в котором Божья Мать потребовала от него покинуть пределы Руси. Не проиграв ни одной битвы, и будучи человеком с высокоразвитой интуицией, Тимур правильно истолковал явление и повернул свои войска домой, в Самарканд.
Сретенский монастырь относился к так называемой «северной оборонительной линии», позволяя контролировать дорогу на Ярославль. В 1552 году у его стен москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани Иваном Грозным.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, в 1928-1930 годах большая часть его построек была снесена. При этом были полностью уничтожены два храма из трех, находившихся на территории монастыря. Сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам. В начале 1991 года Сретенский монастырь был передан Русской Православной Церкви.
Россия многим обязана Самаркандскому правителю Тимуру, окончательно разбившему в 1395 году Золотую Орду, и с чьим именем связан Сретенский монастырь – один из самых известных и древних монастырей Москвы.
Вкратце, Тимур сделал возможным для Руси:
• Стать самостоятельным государством в XV веке, прекратив выплату дани в Орду.
• В течение XVI века собрать под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.
• В XVIII веке стать империей.
• В XX веке стать Советским Союзом.
Дух времени
Пройдите вглубь сквера им. Пушкина, местные называют его Пушкарь. Сначала вы увидите Успенский собор, построенный в 1158–1160 годах, памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Здесь венчались на княжение владимирские и московские князья.
В соборе сохранились подлинные фрески Андрея Рублева.
Здесь же, на Соборной площади, установлен памятник знаменитому иконописцу.
На смотровой стоит монумент, посвященный крестителям владимирской земли Владимиру Святославовичу и святителю Федору.
Монумент был установлен в 2007 году и приурочен к 850-летию переноса столицы из Киева во Владимир. Да, некогда наш город был столичным (окончательно потерял этот статус в 1389 году). Со смотровой открывается живописный вид на Клязьму, особенно красиво здесь поздно вечером, когда трасса подсвечена фонарями.
А теперь пройдемся по «старому» Владимиру. Идем вверх до музея-сказки «Бабуся-Ягуся» и сворачиваем на Георгиевскую. Уголок города, где время будто остановилось.
На Георгиевской вы встретите аптекаря, художника, пожарного и другие скульптуры, обязательно утрите каждому нос, чтобы исполнить все свои желания. Наверное, таким способом администрация хотела решить наболевшие вопросы горожан. Больше скульптур, исполняющих желания, — меньше головной боли у властей. Георгиевскую еще называют «владимирским Арбатом», потому что это пешеходная зона. Иногда здесь играют музыканты и устраиваются парные танцы.
Когда дойдете до памятника Владимирской вишне (еще один символ, в дореволюционное время в городе было около 400 садов), вы заметите водонапорную башню, она первой в стране превратилась в музей.
В числе экспонатов музея «Старый Владимир» — подлинная решетка из камеры централа. Под шатровым куполом располагается смотровая площадка. Чтобы узнать, какой была жизнь владимирцев раньше, загляните сюда. Взрослый билет обойдется в 150 рублей.
Уже проголодались? Можете, конечно, перекусить в «Блинчиках» напротив. Блины здесь большие, сытные, с разной начинкой и недорогие — можно плотно поесть за 300 рублей на двоих. Но лучше дойти до ул. Гагарина и перекусить в «Добрых булках»: у нас много пекарен, но эта одна из лучших.
Приложение 1: Канон, составленный Иваном Грозным Архангелу Михаилу – небесному покровителю Святой Руси
Песнь 1
Припев: Святый Ангеле, Грозный воевода, моли Бога о нас.
Прежде страшнаго и грознаго твоего, Ангеле, пришествия умоли о мне грешнем о рабе твоем имрек. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный Ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, Ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую. Напой мя, Ангеле, чашею спасения.
Слава: Святый Ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело теку во след твоему хождению и молюся — не остави мене сира.
Песнь 3
Припев: Святый Ангеле, грозный Воевода, моли Бога о нас.
Святый Ангеле Христов, грозный воевода, помилуй мя грешнаго раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, свитый Ангеле, по мене грешнаго имрек разлучити мою душу от убогаго ми телеси, — вниди с тихостию, да с радостию усрящу тя честно.
Припев: Святый Ангеле, грозный воевода, моли Бога о нас.
Молю Ти ся, святый Ангеле, яви ми Свой светлый зрак и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход Твой святый, да уготоваюся на сретение Тебе честно.
Слава: Святый Ангеле, посланиче Божий, дажь ми, Ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое. Далече ми тещи во след Тебе.
Песнь 5
Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.
О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем ко Святому Ангелу, да проводит душу мою вся двадесят мытарств и измет от всех погибелей.
Слава: Людие Божий, благочестнии и вся племена земьстии, егда видите смертоное* (* Смертоносное или мое (вар.)) тело на земли повержено и вонею объято — помолитеся ко Ангелу смертоносному о мне, да ведет душу мою в тихое пристанище.
Песнь 7
Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.
Великий, Мудрый Хитрец, никто не может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от Твоея нещадности. Святый Ангеле, умилися о мне грешнем и окаяннем.
Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.
Мудрый Ангеле и Светлый, просвети ми мрачную мою душу Своим светлым пришествием, да во свете теку во след Тебе.
Слава: Святый Ангеле, радуюся душою и трепещу рукою и показуя людем час разлучения души моей грешней от убогаго ми телеси. Святый Аньгеле, помолися о мне грешнем.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Первое, на что стоит обратить внимание гостю Владимира, это Золотые ворота. Построенные в 1164 году, ворота были парадным въездом в город, служили для обороны города от врагов и для встречи иностранных послов и почетных гостей
В настоящее время в церкви над Золотыми воротами устроен военно-исторический музей, где русское оружие и воинское снаряжение разного времени, исторические документы и материалы, рассказывающие о выдающихся русских полководцах и другие экспонаты.
фото с сайта www.archtour.ru
Один из самых грандиозных среди многочисленных соборов Владимира – это Успенский собор. Его нередко называются выдающимся творением русского зодчества. Собор представляет собой большой и сложный комплекс построек. Успенский собор был возвигнут в 1158-1160 годах князем Андреем Боголюбским и долгое время был главным кафедральным храмом всей Руси. На сегодняшний день в Успенском соборе хранится самое большое количество фресок знаменитого художника Андрея Рублева.
фото с сайта www.vsloboda.ru
Советуем также посетить Рождественский мужской монастырь – один из самых древних русских монастырей, основанный в 1191 году. С момента своего основания и до 1561 года Рожденственный монастырь считался главным на Руси, позже уступив первенство Троице-Сергиевой Лавре. В советское время собор и колокольня монастырского комплекса были разобраны, однако сейчас они опять восстановлены и открыты для посещения туристов. Кроме всего прочего, монастырь знаменит тем, что в 1263 г. в нем был погребен князь Александр Невский.
фото с сайта www.blogspot.com
Еще одним памятником Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества является Дмитриевский собор, который был построен князем Всеволодом Большое Гнездо в 1194 — 1197 годах в честь рождения княжеского сына Дмитрия. Дмитриевский собор знаменит на весь мир своей белокаменной резьбой, рельефы на его стенах изображают святых, мифических и реальных животных.
фото с сайта www.travel-live.ru
Кроме этих соборов во Владимире интересны и пользуются популярностью у гостей города:
- Княгинин монастырь
- Троицкая церковь
- Николо-Кремлевская церковь
- Никитская церковь
- Успенская церковь
- Георгиевская церковь.
А помимо многочисленных соборов, церквей и храмов во Владимире интересно посетить Владимирский областной театр кукол. Здание, в котором расположен театр, построено в 1904-1905 годах по проекту архитектора Я.Г. Ревякина и долгое время выполняло функции Народного дома – здесь проводились народные собрания, митинги, различные деловые встречи, работала библиотека. С 1973 года здесь располагается театр кукол и радует зрителей спектаклями по произведениям русских и мировых классиков и современных авторов, по русским народным сказкам. Кроме того, любители театра наверняка оценят и Владимирский областной театр драмы им. Луначарского, в репертуаре которого известные произведения классиков мировой и русской литературы.
фото с сайта www.lubovbezusl.ucoz.ru
Ценители искусства не смогут пройти мимо Картинной галереи, гордостью которой являются три гениальных произведения древнерусской живописи – это иконы «Богоматерь Максимовская», «Богоматерь Владимирская» кисти Андрея Рублева и икона «Богоматерь Киккская» Симона Ушакова. Кроме этих экспонатов в музее выставлена большая коллекция произведений русского изобразительного искусства с 13 по 20 века, включающая работы таких художников, как И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов и другие. Интересно, что Картинная галерея расположена в здании бывших Присутственных мест, что еще больше подогревает интерес публики к этому месту.
фото с сайта www.tourism.avo.ru
Во Владимире работает музей «Родная природа», экспозиция которого особенно интересна для детей и тех, кто интересуется природой. Работники музея постарались воссоздать здесь разнообразные уголки природы Владимирского края. Посетители могут увидеть здесь чучела животных, птиц и рыб в их естественной обстановке – среди имитированных леса, луга, водоемов. Кроме того, некоторые экспонаты рассказывают про эволюцию животного и растительного мира Владимирской области с древних времен до наших дней.
фото с сайта www.geophoto.vladimir.ru
Многим известен знаменитый Владимирский централ – тюрьма для особо опасных преступников, построенная еще в 1783 году по указу Екатерины II. Это, на самом деле, историческое место, в разные времена здесь содержались: революционер Фрунзе, американский лётчик-шпион Пауэрс, генерал-лейтенант авиации Сталин, киноактриса Зоя Фёдорова и другие известные люди. В 1996 году на территории тюрьмы создан музей, который действует и по сей день.
фото с сайта www.11pr.net
Прочие объекты
Успенский собор в Ростове
Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания «в меру Великой церкви Печерской» (вероятно, имелись в виду размеры собора Киево-Печерской Лавры). В 1185 году собор перестраивался, а уже в 1204 году верх его обрушился «по неискусству немчины Куфира», и с 1213 года начало строиться новое здание.Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. Современная кирпичная церковь была построена в 1508—1512 годах.
Современный вид собора Успения в г. Ростов
Список литературы
- Заграевский С. В. Историческая топография домонгольского Боголюбова // Электронная науч. биб-ка по истории древнерус. архитектуры «РусАрх», 2017.
VIII. Иван Грозный
Андрей Боголюбский и Иван Грозный видели узость взглядов и алчность бояр, раздиравших русские земли на удельные княжества. Оба правителя стремились к укреплению самодержавной власти как способу усиления военной мощи государства и морального духа народа.
Андрей Боголюбский начал борьбу с родовитыми боярами, отменив систему уделов и окружая себя новыми служивыми людьми для укрепления государственного аппарата. Иван Грозный окончательно ликвидировал удельные княжества, последним из них было Старицкое.
Храм Покрова на Рву (Василия Блаженного)
Андрея Боголюбского называют первым, но не венчанным на царство, русским царем, в то время как первым правителем в истории России, венчавшимся на царство стал в 1547 году Иван Грозный – другой знаменитый Рюрикович. Взятием он завершил начатое Андреем Боголюбским дело: – главный водный путь страны – стала русской рекой. Возвращаясь после покорения Казани, Ивану Грозному недалеко от Владимира гонцы сообщили о рождении у него первенца – царевича Дмитрия.
В 1165 году, по приказу Андрея Боголюбского, близ Владимира талантливейшие зодчие возводят Храм Покрова на Нерли – памятник победы русских воинов в походе князя Андрея на (современный Татарстан) и погибшему сыну, ставший шедевром мировой архитектуры.
Собор Успения Божьей Матери в Старицком Успенском монастыре
Через 387 лет в Москве Барма и Постник, по приказу Ивана Грозного, создали невиданный по красоте Храм Покрова на Рву (или Собор Василия Блаженного) в честь взятия Казани.
Название «» для Московского Храма было выбрано не случайно – в день Покрова Богородицы (14 октября – по новому стилю) начался решительный штурм города Казани.
Известно, Иван Грозный любил посещать Владимир – столицу княжества Андрея Боголюбского и Старицу, где Иван прожил часть своей жизни и любил молиться в Успенском Соборе Старицкого Успенского монастыря, освященного в 70-х годах XII столетия в присутствии князя Андрея Боголюбского.
P. S. Со Старицей связана и знаменитая Либерия – библиотека Ивана Грозного. Известно, что в ней были собраны уникальнейшие книги, проливающие свет на многие исторические события древности.
Мироточивая икона царя Иоанна Васильевича из алтаря Крестовоздвиженского храма с. Дарна, Истринского района
Схимник Иона (Иван Грозный) во вратах Свято-Троицкого храма во (ул. Музейная)
Андрей Боголюбский и Иван Грозный были очень образованными для своего времени людьми, и оказали значительное влияние на составление ряда литературных памятников. Оба обладали богословской эрудицией. Иван Грозный стал автором музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, которую во Владимир привез из Вышгорода Андрей Боголюбский.
Перед смертью Иван Грозный принял схиму с именем . Библейский пророк Иона проповедовал христианство в столице другого царя-библиотекаря Ашшурбанапала. Имя Иона означает «стонущий голубь». В Великом Новгороде голубь украшает храма святой Софии (греч. Премудрость Божия).
Как бы не относилась к Ивану Грозному официальная история, в храмах Московской и Владимирской областей имеются мироточивые иконы с его изображением.
Даже после революции 1917 года люди приходили к гробнице Ивана Грозного в московском Архангельском Соборе и молились о заступничестве. В российских тюрьмах до сих пор живет традиция молиться схимнику Ионе, которым стал Иван Грозный незадолго до своей смерти в 1584 году. Знаменитая Владимирская тюрьма – Владимирский Централ – не исключение.
Икона из Грановитой палаты Московского Кремля, 1882 год,
Текст иконы гласит:
Именно в Грановитой палате, 8 ноября 1552 года, Иван Грозный давал «стол» в честь покорения . День 8 ноября был избран не случайно – это день Архангела Михаила (букв. «кто как Бог»). Архистратиг Сил Небесных, победитель Сатаны, «Грозный Небесного Царя воевода» предводитель Небесного воинства был особенно любим и почитаем Иваном Грозным, который лично составил ему Канон ().
У нас проходила большая программа по реабилитации Ивана Грозного и в связи с этой программой мы шли по его следам в свою первую поездку в Казань и Свияжск. В статье «» целая глава посвящена Ивану Грозному.
Музей Золотые Ворота
Золотые ворота в конце XIX века
Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт).
В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга бердыш, трофейный польский арбалет начала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г.
Золотые Ворота оставались воротами в город до XVIII века, хотя со временем всё больше превращались в руины. В 1832 году были приняты первые меры по их сохранению. В 1970-х возле руин был построен павильон, в котором располагался небольшой музей, посвящённый истории Золотых Ворот, впоследствии музей перенесли в реконструируемое по сохранившимся рисункам здание самих Золотых Ворот, где он и находится по сегодняшний день.
В 1982 году, к празднованию 1500-летия Киева, Золотые Ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности. Золотые ворота были воспроизведены в предполагаемом первоначальном виде. Работа проводилась в спешке, и сама конструкция имела ряд недостатков. Некачественный бетон и деревянные укрепления стали быстро разрушаться, и здание утратило первоначальный вид.
Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт).
В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга, бердыш, трофейный польский арбалет начала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамёна и награды конца XIX в., трофейное турецкое оружие.
Экспозиция продолжается на бывшей боевой площадке, превращённой в начале XIX в. в закрытую галерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты, мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза — участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени.
Как менялись Золотые ворота
За многовековую историю Золотые ворота Владимира подвергались разрушению со стороны завоевателей, горели, перестраивались. Именно поэтому они дошли до современников несколько в ином виде, чем строились первоначально.
Так, сооружение осело в землю примерно на 1,5 м, а со времен его возведения сохранились: основа из камня, петли для навешивания дверей, деревянный настил с оборонительной площадки — фрагментарно.
Знаковые даты и события, повлиявшие на внешний вид постройки:
- Нашествие монголо-татар в XIII веке, когда при завоевании Владимира они использовали стенобитные машины.
- Вторая половина XV века — ремонт надвратной церкви.
- Восстановительные работы в конце XVII века.
- Городской пожар 1778 года.
- Конец XVIII века, когда прорыли земляные валы, подпирающие постройку. В этот же период укрепили свод, заново построили церковь (уже из кирпича), пристроили контрфорсы, заменили лестницу в южной стене.
Интересный факт! Участок земли, который примыкал к южной стене сооружения, в XIII веке выкупил купец Козлов. По его фамилии и была названа сохранившаяся часть земляного вала, служащего для укрепления города. Высота Козлова вала на сегодняшний день составляет около 6 м. Горожане считают его историческим памятником, имеющим не меньшее значение, чем ворота.