Достопримечательности Среднего Урала
Территория Среднего Урала обладает уникальными природными памятниками и достопримечательностями. Это Уральские Горы, карстовые пещеры, скалы и утесы по берегам Чусовой, Тагила, Нейвы, озер Таватуй, Песчаное, Балтым, Глухое и Тальков Камень – необычного, отличающегося от остальных, лесного озера, образованного на месте заброшенного, а затем затопленного рудника.
Этим местом любовался когда-то Павел Бажов, этими отвесными белыми скалами, которые отражаются в зеленоватой глади небольшого озера. После чего появлялись его знаменитые сказы, где описывалась грандиозность уральской природы и воздействие ее на жизнь человека.
Все это встречается еще и в произведениях Мамина-Сибиряка, писателя, черпавшего вдохновение для своих рассказов у подножия Уральских гор, где много полезных ископаемых, среди которых железо, медь, золото и малахит.
Культурно-исторические памятники архитектуры разных стилей и эпох, которых насчитывается более тысячи, украшают многие города Среднего Урала.
Это: Невьянск, Алапаевск, Нижний Тагил, Первоуральск, Верхотурье, другие малые и средние города, и, конечно же — Екатеринбург.
Из достопримечательностей Среднего Урала, в первую очередь, стоит отметить:
Оленьи ручьи
Природный парк «Оленьи ручьи», расположенный на берегах реки Серга, где в пещерах обнаружены были наскальные рисунки и стоянки древнего человека.
Верхотурский кремль
Верхотурский кремль, построенный на рубеже 17-18 веков, занимает особенное место среди предпочтений туристов, это единственный, в своем роде, каменный кремль, сохранившийся до нашего времени на Среднем Урале.
Наклонная Невьянская башня
Знаменитая на весь мир, как и Пизанская, наклонная Невьянская башня, то из немногих архитектурных сооружений мира, которое имеет наклон башни около 2 метров.
Дом музей П.И. Чайковского
Город Алапаевск известен домом, где жила семья композитора Петра Чайковского с 1849 по 1852 г.г., а сейчас это дом-музей его имени.
Музей деревянного зодчества
Музей деревянного зодчества в селе Нижняя Синячиха славится уникальными сторожевыми башнями, избами и пожарными каланчами, построенными в 17-19 веках.
Усадьба П. Бажова
В п. Сысерть сохранилась усадьба, в которой провел свои юношеские годы П. Бажов, писатель, известный нам по «Малахитовой шкатулке» и многим другим сказам.
Памятный знак Европа-Азия на горе Березовая
Памятный знак, обозначающий границу Европы и Азии на горе Березовая около города Первоуральска, впервые установленный здесь еще в середине 18 века, а в настоящее время достаточно осовременен, что ежегодно привлекает к нему массу туристов и делегаций со всего мира.
Места, связанные с гибелью семьи Романовых
Ну, и то самое главное, чем последнее столетие стал привлекателен Средний Урал для туристов, путешественников и просто интересующихся историей людей – это конечно же, знакомство с местами, связанных с расстрелом семьи последнего российского царя Николая II.
Екатеринбург, Храм-На-Крови (бывший Дом Ипатьева), Ганина Яма и другие.
Вот такой получился небольшой и краткий экскурс по Среднему Уралу. Впереди ждет еще много интересного, а пока:
Увлекательных вам путешествий и экскурсий по Среднему Уралу!
Окрестности
Недалеко от Верхотурья находится село Костылево, где восстанавливается храм в честь блаженного Косьмы Верхотурского. В 60 км от города расположено село Меркушино, с которым связана любопытная легенда.
В 17 веке сюда пришел праведный человек по имени Симеон. Не имея своего дома, он ходил из избы в избу, шил шубы и шапки, при этом не беря денег за работу, а платой назначая лишь стол да постель. Симеон был очень болен и вскоре умер и был похоронен рядом с храмом Архистратига Михаила. Спустя 50 лет его гроб удивительным образом оказался на поверхности земли, и стало видно, что тело старца не истлело. Там же начал пробиваться источник, вода которого оказалась целительной. С тех пор за этой водой в Меркушино стали съезжаться люди со всего края, а мощи святого перенесены в Верхотурье.
Природа
На Северном Урале находится самая высокая гора области — Конжаковский Камень. На склонах Конжаковского Камня в первой половине XVIII в. находилось сразу четыре медных рудника, чье сырье шло на Лялинский медеплавильный завод, работавший в 1728-1745 гг. и закрытый «за пресечением руд».
Особое значение имеет другая гора области — Косьвинский Камень: внутри еще во времена холодной войны была пробита штольня, в которой находится один из главных штабов РВСН — система «Периметр» (она же «Мертвая рука»), обеспечивающая автоматический ответный удар в случае ядерной атаки на СССР.
Еще одна гора на севере области — Денежкин Камень, чье название к деньгам отношения не имеет и образовано от имени охотника-манси Денги Ондрюшина. Это одна из самых высоких Уральских гор на территории одноименного заповедника площадью 800 км2. Заповедник Денежкин Камень представляет собой отдельно стоящий горный массив. Главная вершина массива расположена на восточном краю большого плато. Здесь под охраной находятся горно-таежные леса Северного Урала, главным образом сосновые, субальпийское редколесье, стланцы, горная тундра. Тут произрастает много реликтовых и эндемичных видов растений, обитают 38 видов млекопитающих. Среди них — рысь, бурый медведь, росомаха, колонок, горностай, норка, соболь и выдра, а из копытных — лось и кабан. А также около 150 видов птиц, в том числе глухарь, ястребы перепелятник и тетеревятник, полевой лунь, бородатая и длиннохвостая неясыти, сычи — мохноногии и воробьиный, филин. Особое значение имеет кедровка, переносящая семена кедровой сосны.
В целом леса занимают около 82% территории области. Здесь зона средней и южной тайги, а также смешанных лесов. На севере Зауралья — сосновые леса, по низинам — еловая тайга с примесью кедра, южнее — полоса осиново-березовых лесов и травяных сосновых боров. В Предуралье — участки лесостепи и широколиственно-еловые леса. Долины рек и склоны гор до высот 700-800 м покрыты темнохвойной тайгой: густыми хвойными лесами с преобладанием ели, лиственницы и кедра, в которых много грибов, ягод, дичи. Леса глухие, много валежника и бурелома.
На территории Свердловской области также находится национальный парк Припышминские Боры, где произрастает в основном таежная растительность.
Свято-Покровский женский монастырь
Второй по старшинству монастырь был основан в 1621 году и является первым монастырем для женщин, основанным на Урале. Сначала монастырь был деревянным, но многочисленные пожары привели к его перестройке в каменном стиле.
Монастырь закрылся в 1756 году, поэтому старые его постройки сохранились плохо – церковь Рождества Иоанна Предтечи, старые хозяйственные постройки. В последнее десятилетие XIX века монастырь был открыт вновь, на его территории была построена Покровская церковь, которая в постсоветский период была восстановлена.
Сейчас монастырь вновь открыт, и его жизнь протекает около Покровской церкви, старая же часть монастыря заброшена, но гости могут совершить к ней прогулку вместе с монахинями. Посетить монастырь можно с 6.30 до 19.00 ежедневно, он располагается по улице Сенянского, 3.
Архитектурные достопримечательности Верхоутья
До сегодняшнего дня сохранился Собор Святой Троицы, восточная стена с бойницами, амбары, дом воеводы. На территории Кремля расположен филиал музея, старинное пожарное депо, корпус казначейства. Сюда приезжает множество туристов, чтобы прикоснуться к средневековой России.
Пешеходный мост через Туру соединяет историческую часть города с современной. Мост через Туру построили в средине 20 столетия, с деревянным настилом и тремя опорами. Соединяя Заречный и Городской районы города, он открывает великолепный вид на кремль и город.
К сожалению, мост несколько раз страдал от паводков, так как Тура – самая большая река в Свердловской области. Прогуляться по мосту стоит всем туристам и гостям города, а фото на пешеходном мосту, на фоне реки, получатся невероятно захватывающими.
Железнодорожный вокзал в Верхотурье был построен в 1903 году, с четко соблюденной симметрией. В старинной архитектуре можно увидеть переплетение деревянных частей здания, покрытых золотом и белокаменных стен.
Сегодня особняк Балошова выгодно выделяется на фоне архитектуры города, его занимает филиал Екатеринбургского экономико-технологического колледжа.
Дом для почетных гостей был возведен для царской семьи Романовых в начале 20 столетия. В то время, Верхотурье готовилось принять царскую семью, но событию не суждено было сбыться.
Теперь деревянный резной дом из сруба, возведенный без единого гвоздя и скоб. Постройка выполнена в стиле деревянных изб 17 столетия, а современные архитекторы высоко оценивают работу мастеров.
Полюбоваться архитектурной памяткой, расположенной в живописной местности на берегу пруда, стремятся многие туристы.
Городская площадь расположена на против входя в Верхотурский кремль. Здесь установлен памятник царя Федора Ивановича. А в праздничные дни проводят гуляния и ярмарки.
Особенно ярко здесь празднуют рождественские праздники.
4 вещи, которые стоит сделать в Верхотурье:
- Посетить церковную лавку Свято-Николаевского монастыря. Это единственное в городе место, где можно купить свечки, иконы, крестики и другие церковные атрибуты.
- Заехать в соседний городок Невьянск, где стоит знаменитая наклонная башня. Местные поговаривают, что Демидов чеканил там фальшивые монеты, а всех свидетелей затопил в подвале башни. Если хотите встретить привидение, вы знаете, куда ехать.
- За храмом Николаевского монастыря найти небольшую деревянную часовенку с колодцем на берегу реки Актай и в специальной зеленой «будочке» облиться животворной водой из источника. Нужно вылить на себя 3 ведра воды, при этом нужно облиться с головой и не вытираться.
- Прогуляться по канатному мосту с бревенчатыми опорами, для чего надо спуститься на берег Туры. Таких мостов в городе два.
Дом для приема почетных гостей
В непосредственной близости от Верхотурского кремля находится небольшая достопримечательность, которая стоит того, чтобы отдельно сказать о ней в контексте архитектуры города. В честь 300-летия дома Романовых здесь появился деревянный терем из коричневого дерева, построенный с помощью срубов.
Предполагалось, что в этом доме будет останавливаться императорская семья, однако они так и не приехали в Верхотурье. Терем богато украшен полотенцами, окна окружают невероятные узоры. Все это делает дом для приема гостей аутентичным.
К тому же, он находится на берегу небольшого пруда, и поэтому живописная композиция привлекает к себе всех гостей города. Дом для приема почетных гостей располагается рядом со входом в Свято-Николаевский монастырь по дороге, ведущей к нему от Кремля.
Немного истории
Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.
История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.
Расцвету города поспособствовали два государственных указа:
Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.
Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.
В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.
В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.
Гражданская застройка
В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков
Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения
бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.
Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.
#10 Руины Старопокровской церкви
Руины Старопокровской церкви, на территории, в прошлом бывшей частью женского монастыря. Каркас здания в неплохой сохранности, в куполе сохранились росписи, доступ внутрь не ограничен.
В принципе, можно сделать пару снимков и идти дальше, но именно тут я расскажу о человеке, который не просто был донатором этого и нескольких других храмов в Верхотурье и нашей области, но по сути открыл для промышленной России северную часть Свердловской области.
Максим Михайлович Походяшин, человек-легенда, имя которого пока не вышло в масс-культуру, но более чем достойно этого. Старопокровская церковь построена в 1744 году, это первый храм, построенный на деньги богатеющего тогда купца и винного откупщика Походяшина. И так растроган был Максим Михайлович благодарностью монашек и жителей города, что пообещал прилюдно построить еще церкви. Что и выполнил – создав в нашей истории явление «походяшинские храмы», и наш
#18 Христорождественская церковь в селе Дерябино
Русское слово «деряба» имело смысл забияка, хулиган; а в 1680 году семья Дерябиных и стала основателями населенного пункта на пути от Верхотурья к Алапаевску. До сих пор фамилия «Дерябины» — самая частая у жителей села.
Храм был заложен еще в 1794 году, фактов о его истории мало, поэтому отвлекусь на лирику и на снимки, на которых я постаралась поймать духа этого места, духа очень трогательного корабля-храма, памятника Вере, лишь отчасти церковной, а по большей части вере в свои силы тех самых драчунов и забияк, которые в XVII веке осваивали пути в Сибирию.
Для фанатов храмовой архитектуры будут интересны церкви в селе Красногорское, в Прокопьевской Салде (здешний храм связан с легендами о губернаторе Гагарине), в Усть-Салде и селе Пия. О них вы можете почитать в других публикациях, в рамках же нашего путешествия и отчета о нем дополнительные храмы уже будут серьезной передозировкой.
Сретенская церковь, с. Прокопьевская Салда. По легенде, построена потомками первого сибирского губернатора Гагарина.
Петропавловская церковь, с. Усть-Салда
Вообще с момента приезда в Верхотурье накрывает ощущение фарса – стоя на центральной площади городка, можно увидеть громадину Крестовоздвиженского собора (самого молодого и модного в православных кругах храма города), кружевную вязь Троицкого собора (самой старой церкви), и руины нескольких храмов XVIII века, которые с каждым годом разрушаются все больше. Контраст нескольких объектов, в которые последние 20 лет вкладывались огромные деньги, и сотен (я не ошиблась) зданий, которые и создали исторический колорит провинциального городка, поражает воображение. Добавьте сюда крайне неразвитую инфраструктуру – и поездка в Верхотурье и район уже не будет казаться такой привлекательной… Тем не менее, ехать сюда стоит, хотя бы ради музея.
Верхотурский Свято-Троицкий собор
Сохранившийся до наших дней каменный Свято-Троицкий собор заложен был на месте деревянного по царскому указу 1703 года. Его строительство продолжалось лучшими мастерами Урала и Сибири до 1712 года. В результате их усилий на берегу Туры появился высокий пятиглавый собор в стиле барокко с шатровой колокольней, облицованный изразцами, ставший одной из самых красивых церквей России. После пожара 1738 года, который уничтожил её деревянные конструкции, в течение года церковь была восстановлена, а в 1825 обнесена каменной оградой. На звоннице колокольни собора был установлен главный 109-пудовый колокол и восемь малых колоколов, а внутреннее убранство собора украсили росписи стен, датируемые концом ХІХ века и четырехъярусный иконостас, включающий иконы Тобольского иеромонаха Иоанна. Как величественнейший памятник храмовой архитектуры, Троицкий собор стал достопримечательностью Верхотурья и образцом строительства многих церквей и храмов на территории Урала и Сибири.
Экономическое развитие Урала в XVIII-XX веках
Дважды за свою историю Урал становился одним из важнейших экономических и стратегических районов страны. В первый раз это произошло в период правления Петра I и было связано с именем заводчиков и помещиков Демидовых. Благодаря строительству большого количества железоделательных и медеплавильных заводов Урал стал важнейшей металлургической базой страны, сохраняя этот статус на протяжении более ста лет. Во время Северной войны со Швецией уральские заводы снабжали армию пушками и ядрами. Россия в XVIII веке сделалась мировым лидером по выплавке железа и сохраняла этот статус до середины следующего столетия.
Но, конечно же, лидерство Урала держалось не только на развитой металлургии, но и на добыче уникальных сокровищ — золота, платины, самоцветов и полудрагоценных камней. Золото на Урале нашли ещё в 1745 году. Платина была открыта в первой четверти следующего века. Первые находки самоцветов относятся ещё к XVII столетию, но пик пришелся на XIX век. Именно тогда на Урале были найдены алмазы и изумруды. Ну а «фирменный» уральский камень — малахит — добывался ещё в XVIII веке.
Второй расцвет Урала пришёлся на годы индустриализации (1928-1941) и Второй мировой войны (1939-1945 гг.) В ходе первых трёх пятилеток здесь были построены огромные металлургические и машиностроительные заводы, такие как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш» в Екатеринбурге и т.д. Во время войны многие предприятия были эвакуированы из оккупированных районов на Урал.
Труд миллионов уральцев в годы войны немало способствовал победе. Помимо всего сказанного, Урал обладал важнейшими стратегическими запасами марганца (месторождение Полуночное на севере Свердловской области). Оно было единственным доступным в то время. Марганец использовался для изготовления танковой брони. Значимость месторождения была столь высока, что в фашистской Германии разрабатывали проект диверсии на нём, к счастью для нашей страны оставшийся нереализованным.
В конце двадцатого века темпы экономического роста вновь стали падать, начался отток населения в другие регионы страны. Тем не менее, Урал по-прежнему является одним из важнейших экономических районов страны, удерживая первые-вторые места по важным промышленным показателям. Кроме того, не стоит забывать, что Магнитогорский металлургический комбинат до сих пор является крупнейшим предприятием отрасли в стране.
Так что, возможно, нынешняя пауза — это только затишье перед очередным скачком.
Путешествие №5: Пленэр в селе Арамашево
Собрались с друзьями на пленэр – порисовать на свежем воздухе, для поездки выбрали неблизкий путь в с. Арамашево, Режевской район. Заехали в краеведческий музей, Вера Васильевна (педагог в прошлом, работник музея в настоящем), устроила экскурсию: сначала в музее, потом в церкви. «Церковь была разрушена при советской власти, купол с обрыва в реку скинули. Восстанавливаем церковь силами деревни, иконы принесли жители – это те иконы, которые были спасены, когда церковь разрушали. Архитектурный университет практикантов нам отправлял в помощь».
В церкви всем желающим разрешили позвонить в колокол, при этом нужно было загадать самое сокровенное желание.
После отправились на родник. «Родник обнаружили так: животные стали часто в этом месте появляться, раны приходили заживлять. Вода эта чудодейственная. Был объявлен конкурс на лучший эскиз обустройства родника среди жителей деревни». Вера Васильевна научила нас правильно пить воду из родника: «Сначала нужно 3 раза умыть лицо рукой — благословления попросить, а потом пить»
После экскурсий, занялись искусством.
Путешествие №6: В гостях у тети Люси (Верхотурье и Меркушино)
Как много я слышала о Верхотурье, но поездка туда все не задавалась… Заразила этой мыслью свою подругу и проблема решилась сама собой. Лето. Вечер. Автовокзал. Ждем автобус до Нижней Туры — рейс задерживают на несколько часов… В Нижней Туре живет тетя подруги – тетя Люси, а недалеко от этого города наше долгожданное Верхотурье. Приехали поздней ночью, тетя Люся очень гостеприимно встретила нас и сказала, что завтра мы едем в Верхотурье с ее сыном.
Выспаться не успели, тетушка раздернула шторы, со словами: «Девочки, завтрак». На кухне букетами сушатся травы, «С какой травкой чай?» и тетя Люся забегала по кухне, выдергивая палочки из букетов. С двух сторон от дороги был красивый северный лес, он отличался от нашего статностью елей и темным оттенком хвои. И вот мы в Верхотурье. Храм поразил своей пышностью и нарядностью.
А недалеко от него, еще один:
По дороге в Меркушино остановились у храма, возведенного в честь Симеона Верхотурского, стоит он на берегу реки Туры. На этом берегу Симеон ловил рыбу.
Село Меркушино, известно тем, что в нем жил святой праведный Симеон Верхотурский. Жизнь Симеона сводилась к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Умер Симеон Верхотурский в 1642 году и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила. Спустя 50 лет после смерти Симеона гроб с нетленными останками праведника стал восходить из земли. От мощей шло благоухание, и вскоре были замечены первые случаи чудесного исцеления от мощей Симеона. Впоследствии из могилы Симеона Верхотурского забил источник со святой водой. Храм совсем недавно отреставрировали, выглядит он, как только что построенный:
На этом закончилась наша поездка, дома ждала заботливая тетя Люся, которая уже успела накрыть на стол.
Храм всех Святых Урала и Сибири
На берегах Туры, в том месте, где в давние времена праведник Симеон Верхотурский удил рыбу, построен большой деревянный храм. Строительство вели в течение трёх лет солдаты, служившие в этих краях. В 2005 году прошло первое богослужение.
Сооружение в стиле шатровых церквей получилось тожественным и очень красивым. Позолоченные кресты выделяются на фоне тёмных куполов, на окнах установлены резные наличники.
Этот храм – единственный на Урале, возведённый в память о сибирских праведниках. Недалеко от святыни находится камень Симеона Верхотурского и Ново-Тихвинский женский монастырь.
Как добраться до Верхотурья?
Проще всего – на автомобиле. Нужно ехать по Серовскому тракту, затем свернуть направо – на Верхотурье. На повороте стоит заметная стела. Расстояние от Екатеринбурга – 300 километров. Автомобиль можно оставить на стоянке перед кремлем или около Николаевского монастыря.
Сложнее добраться до Верхотурья на общественном транспорте. Автобусы сюда ходят лишь два раза в день с Северного автовокзала Екатеринбурга (маршрут № 601).
Можно доехать на поезде направлением на Приобье. Нужная станция так и называется – «Верхотурье». Кстати, здание железнодорожного вокзала, построенное в 1903 году в стиле модерн, отличается красотой и тоже является памятником архитектуры. Вокзал расположен не в самом городе, а в поселке Привокзальный, расположенном в 7 километрах от Верхотурья.
GPS-координаты Верхотурья: N 58º 51.622´; E 60º 48.531´ (кремль).
Посетив эти места, интересно посмотреть старые фотографии Верхотурья, сравнив каким оно было.
Павел Распопов
#11 Руины Иоанно-Предтеченской церкви
Руины Иоанно-Предтеченской церкви — один из них.
Строился храм в 1754-1768 одах. Сейчас сложно представить, что этот храм украшал город более 150 лет. Только специалисты увидят здесь намеки на великолепный образец уральского барокко: структура, остатки декора на фасадах, следы росписей в интерьере отсылают к лучшим храмам Соликамска и Далматово. Как выглядел храм до 1917 года, можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского.
Можно представить по проекту реконструкции 2012 года.
А можно посмотреть на восстановленные храмы в Североуральске и Карпинске, которые строили те же артели по одному проекту по заказу Походяшина. Именно благодаря Максиму Михайловичу появились в XVIII веке населенные пункты, которые позже станут Североуральском, Карпинском; Новолялинский и Краснотуринский районы.
Начал Максим Михайлович с винных откупов, а к 1780-м годам его заводы обеспечивали более трети российской меди. От души или в качестве индульгенции строил купец-заводчик церкви, мы не знаем, но уверяю вас, изучать их стилистику и историю – дело увлекательное, как и биография Походяшина. Кстати, дети не продолжили дело отца. Один из его сыновей, Григорий, известен как крупнейший жертвователь на прожекты Николая Новикова, просветителя, масона и общественного деятеля.
Кроме связи с Максимом Походяшиным, история женского монастыря известна именами Марии Хлопотовой (ссыльной невесты Михаила Федоровича Романова, она содержалась тут в 1619-1621 годах), и княжны Анны Долгорукой (она находилась тут также в ссылке в 1740-1742 годах). Вообще тему ссыльных невест тут любят, и в музее есть отдельный стенд — реконструкция с плачущей красавицей.
Как добраться
Самый удобный способ добраться до Верхотурья — это автомобиль. От Екатеринбурга нужно проехать по Серовскому тракту 275 км, после чего свернуть по указателю «Верхотурье» и проехать еще около 30 км. Время в пути — примерно 4 часа. Еще один ориентир, который точно не даст свернуть с намеченного пути, — указатель на село Николо-Павловское.
Также можно добраться на автобусах из Екатеринбурга (2-3 отправления в день с Северного и Южного автовокзалов, время в пути — около 5 часов). Ходят автобусы и из Нижнего Тагила, путь занимает около 3 часов.
Наконец, курсируют поезда и электрички по линии Серов — Приобье, станция Верхотурье. Из Екатеринбурга 2-3 раза в день пройдут этот путь примерно за 5-7 часов. Из Нижнего Тагила электрички идут от 2,5 до 4 часов. Можно доехать на поезде через Пермь за 9-10 часов.
Еще один вариант — присоединиться к верующим путешественникам, для которых организуют поездки в паломническом отделе Екатеринбургской епархии, телефон: +7 (343) 268-99-29.
Архитектурные объекты и памятники Верхотурья
Территория Верхотурья славится большим количеством архитектурных и современных памятников, сохранившихся до наших дней.
Мемориал Великой отечественной войны на привокзальной площади
Мемориал расположен в центре привокзальной площади. Он считается главным памятником ВОВ и служит местом возложения цветов.
Верхотурье кроме комплекса церковных зданий имеет Мемориал Великой отечественной войны.
На большом пьедестале изображена скульптура воина Советской армии с ребенком на руках.
Мемориал Великой отечественной войны у монастырской стены
Мемориал расположен в Николаевском мужском монастыре и посвящен воинам ВОВ. На мемориале изображен выточенный из огромного камня облик солдата. У его подножья мемориальные таблички с фамилиями погибших.
Трактор памятник
Около входа в краеведческий музей установлен памятник трактору СТ3-15/30 или СТЗ-1.
Это небольшой пахотный трактор, 1 из 1 запущенных в массовое производство на конвейере. Это значимое события в истории индустриализации страны.
Дом Малышева И.М.
Дом Малышева И.М. является архитектурным памятником. Он расположен на ул. Малышева 32, на пересечении с ул. Кушвинской. Здесь родился известный революционер, участник внедрения в Уральском регионе Советской власти. Малышев был организатором профсоюзов и 1 комиссаром труда по Уральской области.
Он был командиром красногвардейских отрядов и участником боевых операций, направленных на подавление в Троицке белогвардейцев под началом А.И. Дутова. В середине июля 1918 г. в селе «Сыростан» революционер был захвачен в плен и убит.
Дом Балашова А.М.
Дом А.М. Балашова расположен на ул. Ленина в доме 31. Это 2-х этажное здание красного кирпича, являющееся памятником архитектуры прошлого века.
Балашов главный архитектор и строитель «Крестовоздвиженского собора».
Немного истории
Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.
История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.
Расцвету города поспособствовали два государственных указа:
Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.
Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.
В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.
В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.
Здание женской гимназии
Тема модерна является очень популярной в Верхотурье. Это неслучайно, так как город начал застраиваться именно в XX веке. К этому времени относится строительство женской гимназии (1905), которая построена аналогично подобной в Тюмени. Перед гостями города предстает двухэтажное здание из кирпича с необычными окнами.
Поскольку за основу был взят проект Тюменской гимназии, построенной в стиле русского классицизма, то здесь больше элементов этого стиля. От модерна остаются только окна и украшения водоотводов. Сегодня здание женской гимназии используется в образовательных целях – здесь располагается средняя школа №1. Здание женской гимназии находится по адресу ул. Советская, д. 10.
Окрестности
Недалеко от Верхотурья находится село Костылево, где восстанавливается храм в честь блаженного Косьмы Верхотурского. В 60 км от города расположено село Меркушино, с которым связана любопытная легенда.
В 17 веке сюда пришел праведный человек по имени Симеон. Не имея своего дома, он ходил из избы в избу, шил шубы и шапки, при этом не беря денег за работу, а платой назначая лишь стол да постель. Симеон был очень болен и вскоре умер и был похоронен рядом с храмом Архистратига Михаила. Спустя 50 лет его гроб удивительным образом оказался на поверхности земли, и стало видно, что тело старца не истлело. Там же начал пробиваться источник, вода которого оказалась целительной. С тех пор за этой водой в Меркушино стали съезжаться люди со всего края, а мощи святого перенесены в Верхотурье.
Железный век
Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Произошло разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.
Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VIII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с IV века н.э. до середины II тысячелетия н.э.).
Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.
В Среднем Зауралье произошёл расцвет меднолитейного производства. В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.
В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие — племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. К этому времени относятся попадающиеся на Урале клады культовых отливок с изображениями птиц, животных, людей. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища. Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения.
В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья.
В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры — петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси.
В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить «пашенные татары» (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси.
Православный музей
В одной из хозяйственных построек Свято-Николаевского монастыря сегодня располагается музей, который рассказывает об истории распространения христианства на Урале. Это единственный в своем роде музей в Свердловской области.
Неудивительно, что он расположился в таком наполненном духе православия городе. В фонде музея находятся различные христианские реликвии, привезенные из монастырей и церквей Верхотурья: иконы, одежды монахов, фотографии, предметы быта и культа, архивные документы. Православный музей располагается на территории игуменского корпуса и открыт для посетителей ежедневно с 9 до 17 часов.