История соловецкой обители

Почитание Соловецких святых

Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.

Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.

Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:

В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря: что рядом?

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Соловецкого монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Германа Соловецкого ~ 0,1 км. Музей истории Соловецких лагерей и тюрьмы ~ 0,1 км

Музей истории Соловецких лагерей и тюрьмы ~ 0,1 км

Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь ~ 0,1 км

Филипповская пустынь ~ 2,1 км

Переговорный камень ~ 2,4 км

Филипповские садки ~ 2,5 км

Соловецкий Ботанический сад ~ 3,8 км

Свято-Андреевская пустынь ~ 6,6 км

На Соловках сидел дядя Пушкина

Соловецкий монастырь — это еще и тюрьма. Сюда ссылали и вольнодумцев, и политических противников самодержавия. А отдаленность и труднодоступность Соловков провоцировала власть ссылать неугодных именно сюда. Соловецкая тюрьма — самая древняя и самая суровая из монастырских тюрем.

Тюрьма просуществовала на Большом Соловецком с начала XVI до 1903 года. До 1883 года через нее прошло до 550 узников, среди которых были известные люди: состоявший на службе у Ивана Грозного крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, государственный деятель и дипломат Петр Толстой, автор повествующего о событиях Смутного времени «Сказания» Авраамий (Палицын), министр Василий Долгорукий, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, двоюродный дядя Александра Пушкина Павел Ганнибал…

Соловецкая тюрьма. В этой камере содержался последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский. Фото Павла Львова

Условия содержания в тюрьме были тяжелые, но, как ни странно, некоторые узники «исправлялись» и даже после освобождения пополняли ряды монашеской братии. Во время обстрела Соловков англичанами в 1854 году заключенные даже помогали отразить нападение. В 1883 году монастырская тюрьма перестала существовать.

8

Монастырь на Соловках сегодня

Монашеская обитель всегда притягивала паломников. Здесь по-особому звучат песнопения и молитвы, а советы старцев и духовные беседы дают поддержку в сложных ситуациях и подвигают к праведной жизни. К святыням стремятся попасть верующие и путешественники, мечтающие соприкоснуться с особым миром, имеющим существенные различия с мирским пониманием человеческого существования. Они находят здесь новые знания и впечатления, задумываются над высокой степенью духовности и переживают светлые чувства. Мало кого посещение Соловецкого монастыря оставляет равнодушным.

Парадным входом в Град монашеский считаются Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного. Напротив входа, уже на территории обители, верующих встречает главный монастырский храм — Спасо-Преображенский собор. Слева от него расположены церкви — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной, а также монастырская колокольня, за ним — собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.

Германовская церковь, Juliette17

В монастыре есть еще несколько церквушек и часовен, а также Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он появился в результате неоднократных перестроек одноименного придела, относящегося к Спасо-Преображенскому храму. Предполагается, что после реставрации Зосимо-Савватиевский станет главным собором комплекса.

Галерейный переход связывает основные церкви и трапезную, доставляя определенные удобства в условиях морозного и сырого климата.

Центральный двор окружен несколькими корпусами с кельями и мастерскими:

  • с западной стороны — Благовещенским, Настоятельским, Келейным, Казначейским;
  • с северной стороны — Наместническим и Рухлядным;
  • с восточной стороны — Поваренным, Просфорным, Новобратским;
  • с южной стороны — Святительским.

В северном дворике располагаются:

  • Иконописная палата;
  • Кожевенная кладовая;
  • Портная, или Чоботная палата;
  • Никольский корпус с домовой церковью и покоями наместника;
  • Монастырская больница с операционной, палатами и комнатами для врачей.

Мельница, Наталия Семчина

В южном дворике находятся: мельница, бани, прачечная и вход в Сушило, пристроенное с наружной стороны крепостной стены. На территории мужского монастыря есть некрополь с захоронениями нескольких десятков насельников, датируемыми до XVII в.

Виртуальный тур по Соловецкому монастырю

Вне крепостных стен установлены часовни Петра и Павла, Константина и Елены, Александра Невского, митрополита Филиппа, усекновения главы Иоанна Предтечи. У Святого озера находится здание кузницы, Луковый и Никольский корпуса, далее — скотные дворы, мясные погреба, монастырское училище и монастырская булочная. К северу от крепости — бани для паломников, бывшие смолокурни и кожевенный завод, а на юго-западе — корпуса гидроэлектростанции и радиостанции.

Центральный двор, Константин Павлов

Вблизи монастыря есть три гостиницы — Архангельская, Преображенская и Петербургская. Они были построены в середине XIX века.

Отели рядом с Соловецким монастырем

Скиты

Они представляют собой небольшие поселения, расположенные отдельно от Соловецкого монастыря. В каждом из них ведется свое хозяйство.

  • На Заяцком острове — Андреевский скит.
  • На Большом Соловецком острове — Савватиевский и Вознесенский скиты.
  • На Анзерском острове — Голгофо-Распятский и Троицкий скиты.
  • На Большой Муксалме — Сергиевский скит.

Церковь в Андреевском ските, Ирина Порунова

Пустыни

К Соловецкому монастырю относится несколько уединенных селений, где монахи несут послушание. Это — Филиппова, Макариевская, Исааковская, Старая Сосновская пустыни на Большом Соловецком острове, а также Елеазарова пустынь на Анзерском острове.

Поклонные кресты

После возрождения монастыря в конце прошлого века, насельниками было установлено примерно два десятка крестов. Они напоминают об утраченных храмах и часовнях, знаменательных местах и трагических событиях.

С достопримечательностями Соловецких островов можно ознакомиться в подборке материалов на нашем сайте. Отзывы туристов представлены здесь.

Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман

Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман —основоположники Соловецкой обители. Преподобный Савватий открыл суровые острова, как идеальное место для иноческих подвигов. Преподобный Зосима положил начало монашескому общежитию, а преподобный Герман сделался их верным спутником и помощником.

Прибыв на Соловки в первой половине XV века и зажив на пустынных островах, отделенных от обитаемых мест на сорок верст волнами Белого моря и на восемь месяцев отрезанных от берега, они всецело подчинили себя Богу, поставив главной целью не борьбу с внешними врагами, не материальные успехи, не деятельность для мира, а спасение души.

2

Строительство каменной крепости

Трудности обороны этого района возрастали. И вот в 1584 году, по указу царя Федора Ивановича, только что вступившего на престол, начинается строительство вокруг Соловецкого монастыря каменной крепости. Началось грандиозное строительное предприятие, составившее блестящую страницу в истории русского военно-инженерного искусства.

Строительным материалом для стен и башен кремля послужил валун с добавлением кирпича и известкового раствора. Мощные булыжники, залежами которых богаты Соловецкие острова, имеют хорошие противоударные свойства. Впоследствии, когда крепость подвергалась обстрелу, грозные валунные стены оказались несокрушимыми.

Самыми высокими и мощными были стены южной и северной сторон, так как здесь к кремлю можно было подступить с суши. На этих участках стены достигали толщины шести метров, а высоты — до одиннадцати. Здесь была сконцентрирована и основная часть башен. Как и в других крепостях того времени, башни значительно выступают вперед за линию стен, что обеспечивает возможность хорошего фронтального и фланкирующего обстрела идущего на штурм противника.

Соловецкий кремль был сооружен силами и средствами самой обители. Источники называют имя мастера, руководившего постройкой крепости. Это соловецкий монах Трифон (в миру — Терентий Кологривов).

Мощная Соловецкая крепость вскоре после её создания была оснащена значительным количеством орудий. Её охрана была доверена военному отряду, за содержание которого был ответственен монастырь.

Пока сооружалась крепость, неприятель не дремал. В 1590 году его отряды вторглись в пределы Кемской волости и отсюда ушли вверх по р. Кеми. Правительство было всерьёз обеспокоено военной обстановкой в Поморье. Москва торопит с окончанием постройки крепости.

В сентябре 1592 года большой финский отряд вторгся в пределы монастырских владений и, разоряя по пути соляные варницы, мельницы и рыбные тони, захватывая в плен жителей, двинулся к Сумскому острогу и осадил его

Однако засевшие в деревянной крепости монастырские стрельцы и собравшиеся под защиту острожных стен крестьяне окрестных селений отважно защищались, устраивали неоднократные вылазки и вынудили неприятеля снять осаду и уйти восвояси

После этого в 1593 году в Соловки был прислан военный отряд (2 сотни московских стрельцов и 90 малороссийских казаков), а в следующем году сооружение кремля было окончено. Соловецкий кремль вступил в строй действующих русских крепостей — самая могучая и надежная крепость на всём русском Севере.

Соловки на старых картах

Напомним, что по официальным данным первые каменные постройки — причем речь даже НЕ о внешней оборонительной стене, а о постройках церквей — появились на Соловках НЕ раньше 1552 года. А возведение оборонительной каменной стены только начинается в 1584-м. При этом на картах Соловки появляются уже ДО этого, причем с пометкой города — то есть картограф счел необходимым изобразить некий недавно основанный деревянный монастырь севера наравне с такими крупными городами как Москва, Великий и Нижний Новгород, Суздаль, Кострома и прочими? Не странно ли это?

Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова, Владимира, Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует — читайте подробнее в статье про Пермь), Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод, что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами существовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.

Сходите в поход на мыс Печак

Если вы не боитесь расстояний и любите природу — не достопримечательности, а именно красивые места, — прогуляйтесь на мыс Печак! Это южное побережье Большого Соловецкого острова. Путь, правда, неблизкий: туда и обратно выйдет около 20 километров, но оно того стоит. Можете договориться с кем-то, чтобы часть пути вас подбросили на машине. До конца маршрута не довезут — там уже нет дороги и, возможно, понадобятся резиновые сапоги, но вы попадете на один из уникальных уголков Соловецкого острова. А можете пройти весь путь пешком, посмотрев по пути, например, на один из соловецких лабиринтов. Не древний — стилизованный, но очень похожий на настоящий. Настоящие каменные лабиринты, появившиеся на Соловецких островах в III–I тысячелетии до Рождества Христова, находятся на Заяцких островах, туда можно попасть в составе экскурсионной группы. К лабиринту же на Большом Соловецком доступ свободный, а впечатление о том, как выглядят остальные, можно составить.

Фото Надежды Тереховой

Кроме того, по дороге на Печак можно посмотреть Переговорный камень. Это каменная плита на берегу Белого моря, которая отмечает место, где 22 июня 1855 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Александр (Павлович) вел переговоры с английским офицером. Шла Крымская война, эскадры союзников англичан и французов подошли к островам и грабили монастырское хозяйство на Большом Заяцком острове. У неприятеля возникли проблемы с продовольствием, вот они и выслали посыльного, чтобы потребовать у монастыря быков на мясо. Иначе угрожали забрать силой. Настоятель отказался кормить врагов, тем более что быков у обители не было, а коров на убой давать было нельзя — они снабжали монахов молоком. А если неприятель попытается высадиться на остров, предупредил отец Александр, то он прикажет перестрелять буренок и бросить их в море в такое место, что никакой следопыт не найдет их. Англичанин вернулся на корабль ни с чем. Суда интервентов покинули негостеприимные Соловки несолоно хлебавши. Переговорный камень в честь этого события установили в 1856 году.

Но мы помним, что конечный пункт путешествия — мыс Печак. Печак — небольшой участок каменистой тундры с каменными выкладками. Присядьте на валун и смотрите на Белое море… Если повезет — можете увидеть Соловецкий мираж, когда острова, близкие к горизонту, отражаются в нагретом над морем слое воздуха… Это очень красиво. А если у вас с собой палатка, пенка и спальник, вы можете провести великолепную ночь на мысу, а на следующий день двинуться в обратный путь к поселку Соловецкий.

Имя Божие не бывает поругаемо

Соловецкий остров – особое место в нашем Отечестве. Здесь творилось человеческое безумие, несшее смерть. Соловецкие монахи уверены: «Как бы человек, следующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, он будет посрамлен».

Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники российские. Если в 20-е годы XX века слово «Соловки» звучало зловеще, то сейчас сюда прибывают паломники и туристы, когда сходит сковывающий Соловецкие острова лед.

Соловки постепенно возвращаются к прежней жизни, становятся островами молитвы среди житейского моря. Имя Божие не бывает поругаемо!

Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник


Спасо-Преображенский собор

Один из самых крупных музеев-заповедников на территории современной России, имеет более тысячи объектов культурного наследия, которые принадлежат к разным историческим эпохам: с V тысячелетия до н.э. по XX век н.э. Появился в 1967 году, вначале являлся филиалом Архангельского краеведческого музея. Обрел самостоятельность в 1974 году.

В 1990 году монастырь возобновил монашескую деятельность. Как во всех исторических культовых зданиях после распада СССР, музей на Соловках постепенно вытесняется церковью. Удивительный факт: директором музея является наместник монастыря епископ Порфирий, в миру Владимир Викторович Шутов, сочетая в себе сразу духовную и светскую власть. Причем и тем, и другим он стал почти одновременно — осенью 2009 года по инициативе патриарха Кирилла. Конечно, епископ не имеет какого-либо отношения к исторической науке и музейному делу, зато удобно передавать объекты музея монастырю, нужна только собственная подпись.

В 2016 году директором музея был расформирован отдел ГУЛАГа. Руководитель отдела — научный сотрудник музея Ольга Владимировна Бочкарева осталась без работы. Именно она создала экспозицию в одном из бывших лагерных бараков и много лет вела работу по персонализации заключенных на Соловках.

Постепенно монастырь вытесняет жителей с Соловков, похожая история происходит на острове Валаам, но там обострение между монастырем и местными происходит намного острее и драматичнее. Из-за того, что Соловецкий монастырь включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, музей продолжает существовать на Соловках, но его тематика все больше скатывается в божественную плоскость.

В число постоянных экспозиций музея входят:

  • Монастырская тюрьма;
  • Соловки подземные археологические;
  • Соловецкие печи;
  • Соловецкая ризница;
  • Соловецкая крепость;
  • Соловецкие лагеря особого назначения 1920–1939 гг.
  • Соловецкая школа юнг ВМФ.

В музее проводится более десятка тематических экскурсий, на которых можно увидеть достопримечательности Соловецких островов. Можно посетить гору Секирную и Свято-Вознесенский скит, прокатиться на лодках по озерно-канальной системе Соловков и добраться до острова Большая Муксалма или Большого Заяцкого острова.

История монастыря

Основателями монастыря предание считает святых Савватия и Германа, которые поселились на Большом Соловецком острове в 1429 году. Савватий вскоре умер, а к Герману присоединился Зосима, и они нашли удобное место для основания монастыря — у небольшой морской бухты рядом с пресным озером. Первые строения были деревянными и только во второй половине XVI века сменились каменными.

Несмотря на крайнюю отдаленность и холодный климат, монастырь рос и развивался. Вокруг него вскоре выросло целое хозяйство, которое занимало несколько островов — например, скотный двор находился на острове Большая Муксалма. В XVI веке настоятелем здесь был знаменитый Филипп (Колычев). Он отличался не только благочестием, но и редкой хозяйственной сметкой, и к тому же пользовался милостью царя. При нем основой благосостояния монастыря стал соляной промысел: на берегу были устроены солеварни, на озере — мельницы и каналы, а рядом с монастырем — кирпичный завод. В 1621 г. монастырь обнесли стеной со рвом, здесь появились каменные келейные корпуса. Это место становится крепостью, успешно защищающей русский север: в течение XVI века его раз за разом пытаются захватить шведы и терпят поражения.

Драматические события разразились во второй половине XVII века, когда соловецкие монахи не приняли реформы патриарха Никона и подняли настоящее вооруженное восстание. Они отказались молиться по присланным из Москвы исправленным богослужебным книгам. Мятежный монастырь пришлось усмирять военной силой и обстреливать из пушек, в 1676 году его взяли штурмом.

Последний штурм обители пришлось выдержать в Крымскую войну — 8 часов ее обстреливали англичане, но вреда мощным стенам причинить не сумели.

Монастырь продолжал расти и богатеть. С 1765 года он переходит в подчинение Синоду, а не епархиальному начальству. Хозяйство представляет собой даже не город, а целую маленькую страну: на островах архипелага основываются скиты, солеварни, заводы, заводится своя типография, в XIX веке даже своя гидроэлектростанция и биостанция. При этом монастырь служит тюрьмой для политических преступников — самой страшной и самой удаленной. Из знаменитых узников можно назвать Петра Толстого, сподвижника Петра I, оказавшегося в соловецкой ссылке в самом конце жизни, тут и умершего.

Трагической оказалась судьба этого места после революции. Здесь находился известный Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), в котором содержались в основном политические узники — в первую очередь духовенство и дворяне. Лагерь был здесь до 1938 года. В войну здесь располагалась школа юнг, с 1967 году здесь устроили музей, а сейчас монастырь снова принадлежит церкви и делит помещения с музеем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: