Протасово
Селище № 1 ХI – ХIII веков – около 600 метров к западу от деревни, склон восточного берега Икшинского водохранилища, к западу от грунтового могильника. Культурный слой до 30 сантиметров. Распахивается. Керамика гончарная древнерусская.
Селище № 2 ХIV – ХVII веков – северная часть деревни, берег безымянного ручья, впадающего в канал имени Москвы. Раземры 170 на 400 метров, высота над ручьем от десяти до семнадцати метров. Застроено, распахивается. Культурный слой 30 сантиметров. Керамика гончарная позднесредневековая. Связывается с землевладением московских тысяцких Вельяминовых.
Грунтовый могильник эпохи бронзы – 500 метров к западу от деревни, склон восточного берега Икшинского водохранилища, урочище Верховье. Исследован (О.Н.Бадер) 531 квадратный метр, обнаружены остатки семи погребенией. Костяки не сохранились. Могильные ямы подчетырехугольной в плане формы, глубиной 0,9 – 1,45 метров, ориентированы в направлении юго-запад – северо-восток, северо-северо-запад – юго-юго-восток, запад-восток. Лепные сосуды шарообразной формы с ямочным, зубчатым и шнуровым орнаментом, фатьяновской культуры, каменные топоры-молоты, кремневые клиновидные шлифовальные топоры, скребки и отщепы, шлифовальный камень. Датирован концом III тысячелетия до нашей эры.
Курганный могильник – к западу от деревни, к востоку от деревни Большое Ивановское, 100 метров к западу – юго-западу от старого кладбища, близ бывшего хутора Мальцево, пологий склон восточного берега Икшинского водохранилища. Пять насыпей высотой 30 – 90 сантиметров, диаметром 8 – 9 метров.
Местонахождение эпохи бронзы – территория деревни, северный берег канала имени Москвы. При земляныых работах на глубине более 50 сантиметрово найден обломок каменного сверленного топора. По топографическим условиям здесь возможен могильник фатьяновской культуры.
Федоскино
Курганный могильник ХI – ХIII веков – около 800 метров к северо-западу от центра села, левый берег реки Раздериха (правый приток реки Уча, левого притока реки Клязьма. Состоял из 52 курганов высотой 0,4 – 1,4 метра, диаметром 3,2 – 9 метров; сохранились 26 насыпей, располагающиеся на высоте 7 – 10 метров над рекой. Исследованы (Р.Л.Розенфельдт) 26 курганов, содержавших трупоположения на горизонте и в подкурганных могильных ямах с западной, западно-юго-западной и юго-западной ориентировкой. В одном из погребений – остатки древнесного тлена, вероятно, от гробовища. Височные кольца браслетообразные, семилопастные и трехбусинные; шейная гривна плетеная с пластинчатыми концами; браслеты плетеный и пластинчатый; перстни рубчатые, круглые в сечении, пластинчатые и пластинчатые широкосрединные; подвеска-уточка; бусы сердоликовые бипирамидальные, хрустальные и стеклянные шаровидные; гончарные горшки с линейным и зубчатым орнаментом.
Федоскинская артель
В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.
Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах
В 1902 году Николай Александрович Лукутин скончался. Производство перешло к его вдове, Любови Герасимовне. В это время продукция выпускалась под маркой «Фабрика наследников Лукутина», повторяя в основном старые сюжеты. Еще при Лукутине производство не давало никаких доходов, и потому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.
Оставшиеся без работы мастера были вынуждены искать себе новое пристанище. Кто-то ушел в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одну из мастерских В.О.Вишнякова.
В 1910 году оставшиеся работники на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Большую помощь в этом им оказала сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.
Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна
Первая партия продукции Федоскинской артели была отправлена в основанный Саввой Морозовым Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, которые выпускали около 160 наименований продукции, по качеству не уступавшие лукутинским и превосходящие вишняковские.
То было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному творчеству, широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, к примеру, абрамцевские мастерские в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, Федоровский городок в Царском Селе. Изделия Федоскинской артели стали пользоваться большим спросом в Москве и Петербурге, поступали заказы и из-за границы. Федоскинские мастера копировали лучшие произведения из «Музея образцов» при Кустарном музее.
В 1913 году продукция артели получила Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эту медаль даже стали штамповать на оборотной стороне продукции.
Свидетельство о присуждении Федоскинской артели Малой золотой медали на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве
Тяжелый период для федоскинцев начался после революции. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новые власти несколько раз предпринимали попытки закрыть артель. Тем не менее, в 1923 году изделия из Федоскино были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.
Продукция Федоскинской артели 1930-40-х годовШкатулки 1930-х годовШкатулка, середина XX векаШкатулка «В семье», 1949 год
В 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных промыслов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.
Витрина Федоскинского училища миниатюрной живописиМастера за работой, 1930-е годы
Производство Коробова в Данилкове
В 1795 году в сельце Данилково Троицкого стана Марфинской волости Московского уезда купец I гильдии Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству бумажных лаковых козырьков из папье-маше для армейских головных уборов. Это производство оказалось на редкость прибыльным: козырьки — вещь расходная, их всегда требуется много.
Бумажный лакированный козырек производства фабрики Петра Лукутина
Производство недорогих лаковых табакерок, украшенных приклеенными к ним гравюрами, тоже приносило неплохой доход. В начале XIX века Коробов переманил с немецкой фабрики Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальной масляной росписью и обучили этому местных крестьян.
Производство быстро расширялось. Так, в 1811 году на фабрике в Данилково было изготовлено 580 дюжин табакерок с кунштюками, т.е. украшениями и 145 дюжин табакерок без украшений. Для удешевления продукции бумажную гравюру просто приклеивали на изделие и покрывали сверху лаком. Особой популярностью пользовались женские портреты, жанровые сценки и пейзажи. Клейм в то время еще не ставили.
Русские лаковые изделия
Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах
В конце 1970-х годов в Федоскине была организована молодежная творческая группа. Ослабли жесткие рамки, и художники получили большую свободу самовыражения. В это время появляются шкатулки новых, необычных форм, захватывающие сюжеты. Одновременно сохранялась преемственность: то было время самой тесной связи между фабрикой и училищем, где преподавали высококвалифицированные мастера. Придя на производство, молодые художники попадали к мастеру-наставнику, который передавал им свое мастерство, опыт и секреты. Работы этого времени отличаются необыкновенным внутренним светом.
90-е годы XX века были непростыми в истории фабрики. С одной стороны — рост популярности русского искусства во всем мире, интерес к народному творчеству. Художники получили возможность продавать свои произведения за границу. С другой стороны — тяжелая экономическая ситуация внутри страны, неплатежи. Тем не менее, мастера смогли пережить это время. Как и в прежние времена, кто-то трудился непосредственно на фабрике, другие работали на дому, сдавая на фабрику готовую продукцию.
В конце 1990-х годов я впервые попала с экскурсией на Федоскинскую фабрику. В мастерских было весьма пустынно. Выяснилось, что большинство заняты уборкой урожая — стояла ранняя осень. «Как соберут картошку, так придут на работу», — был лаконичный ответ одной из сотрудниц. Рядом с фабрикой были целые «развалы», где можно было купить авторские работы за весьма скромную цену.
Мастер с ученикамиПродукция молодежной творческой группыНеобычный дизайн шкатулокИзделия молодежной творческой группыОбразцы продукции Федоскинской фабрики 1980-2000-х годов
Многие изделия отличает особый, идущий изнутри свет. Такой эффект дает, в первую очередь, перламутр. Где-то вставлены лишь отдельные кусочки перламутра, а есть картины, полностью выполненные на раковине. Также используется металлическая фольга. К сожалению, фотография не способна передать это удивительное внутреннее свечение.
Шкатулка с росписью по раковинеМузыкантыШкатулка с пейзажемСказочный сюжетСказочный сюжетМоскваШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромВосточные красавицыШкатулки
Структура муниципального казенного учреждения «Территориальное управление «Федоскино»
Адрес: 141052, Московская область, городской округ Мытищи, село Марфино, улица Зеленая, строение 10
Часы работы:
пон.-четв. — с 8.00 до 17.00,
пятн.- с 8-00 до 15-45.
Обед с 13-00 до 13-45.
электронная почта — [email protected]
электронная почта отдела ЖКХ — [email protected]
Директор МКУ «ТУ «Федоскино» — Орлова Елена Владимировна
тел. 8-498-705-52-98
Заместитель директора – Акимов Андрей Владимирович, тел. 8-498-705-54-92
Заместитель директора – Василевская Елена Анатольевна тел. 8-498-705-52-98
Заместитель директора – Бедердинова Найля Саяровна, тел. 8-498-705-52-93
Главный бухгалтер – Драгунова Людмила Александровна тел. 8-498-705-52-96
Руководитель подразделения документационного обеспечения и информатики – Туркина Светлана Вячеславовна тел. 8-498-705-52-98
Руководитель подразделения отчетности и расчетов – Сазонова Юлия Борисовна тел. 8-498-705-52-96
Руководитель подразделения контроля и взаимодействия по имущественным вопросам – Новикова Ольга Алексеевна тел. 8-498-705-52-95
Руководитель подразделения ЖКХ – Миронов Алексей Сергеевич, тел. 8-498-705-54-93
Руководитель подразделения по социальным вопросам – Затеева Юлия Павловна, тел. 8-498-705-52-94
Руководитель подразделения по взаимодействию с общественными организациями и населением – Анкудинова Татьяна Ивановна, тел. 8-498-705-52-93
Руководитель подразделения по мобилизации доходов бюджета и аналитики – Брязкало Александра Михайловна, тел. 8-498-705-52-92
Руководитель производственно-технического отдела – Сушков Александр Юрьевич, тел. 8-498-705-54-93
Руководитель отдела благоустройства – Амбрушкевич Александр Александрович, тел. 8-498-705-54-92
Руководитель подразделения финансового обеспечения и муниципального заказа – Бурхеева Туяна Александровна, тел. 8-498-705-54-91
Аксаково
Зміст
Курган Горюшки – около 600 метров к западу – юго-западу от деревни, близ бывшей деревни Горюшки, к западу от дороги в деревню Еремино, правый берег реки Уча (левый приток реки Клязьма), в березовой роще. Высота около двух метров, диаметр около 10 метров. Верхняя часть насыпи уплощена, вокруг кургана ровик. По внешним признакам может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
Курганный могильник – к югу от деревни, к западу от дороги в деревню Крюково, правый берег реки Уча (левый приток реки Клязьма), парк бывшего имения. Три насыпи высотой около двух метров, диаметром до десяти метров. По внешним признакам может быть отнесен к древнерусским домонгольского времени.
Организации, расположенные на территории, подведомственной МКУ «ТУ «Федоскино»
1. ТУ «Федоскино» — Обеспечивает чистоту и порядок на территориях общего пользования, осуществляет работы по озеленению территории, содержанию внутриквартальных дорог, содержанию и ремонту детских площадок, памятников, фонтанов и т.д.
2. МУП «Жилищное хозяйство» — управляющая компания многоквартирными домами, предоставляет жилищные и коммунальные услуги.
И.о. директора предприятия: Потапов Александр Сергеевич, тел.8(495)586-33-13.
ЖРЭУ-3 (с. Марфино) с 8-00 до 17-00
Начальник участка: Кугут Снежана Валерьевна, тел. 8(495)577-86-43.
3. МБУК «Центр культуры и досуга «Марфино». Осуществляет свою деятельность на базе недавно построенного Дома культуры «Марфино». ЦКД «Марфино» имеет три филиала: Дом культуры «Протасово», Дом культуры «Красная горка» и Дом культуры «Новосельцево». Приоритетные направления – работа с детьми и молодежью и проведение культурно — массовых мероприятий, организация праздников для жителей.
Директор: Василевский Илья Константинович, тел. 8-498-686-34-19, эл.почта: [email protected].
4. МБУ «ЦФКиС «Федоскино». Осуществляет работы по содержанию и ремонту спортивных площадок, организует и проводит спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей и взрослых.
Директор: Астафьев Дмитрий Александрович, тел. 8-498-705-55-19, эл.почта: [email protected]
5. МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа Мытищи» в селе Марфино.
Часы приема: понедельник, вторник, среда, четверг с 9 до 18
пятница с 9 до 17
обед с 13.00 до 13.45
тел. 8-495-505-59-49 доб. 4191, эл.почта: [email protected]
6. МБОУ «Марфинская средняя общеобразовательная школа»
Директор: Алексеев Игорь Евгеньевич, тел. 8-495-577-85-35, эл.почта: [email protected]
7. МБОУ «Начальная школа — детский сад №30» село Федоскино.
Директор: Груничева Олеся Владимировна, тел. 8-495-577-99-44, эл.почта: [email protected]
8. МБДОУ №20 «Колосок» село Марфино.
Заведующая: Войтенкова Валентина Михайловна, тел. 8-495-577-85-18, эл.почта: [email protected]
Пирогово
Курганный могильник ХI – ХIII веков – к востоку от села, напротив села Коргашино, левый берег реки Клязьма, к западу от устья безымянного ручья, правый берег последнего, в лесу. Состоял из 28 курганов; сохранились 18 насыпей высотой до 1,9 метров, диаметром до 11 метров, часть из них с ровиками. Большинство насыпей нарушено ямами и распашкой. Исследованы (Ю.Л.Щапова, Д.А.Авдусин, Т.А.Пушкина) 10 курганов с трупоположениями на горизонте и в подкуранных могильных ямах с западной, западно-северо-западной и северно-западной ориентировкой. В одном погребени зафиксированы следы гробовища, в насыпях нескольких курганов – угольки. Браслетообразные и перстнеобразные височные кольца; пластинчатые браслеты; пластинчатые, ложновитые и рубчатые перстни; подвески в виде «птицы-ангела», бусы полые сферические, стеклянные зонные и цилиндрические с инкрустацией, гончарные горшки.
История федоскинской миниатюры
Не самая полезная привычка нюхать табак стала, тем не менее, своеобразным толчком к появлению прекрасного художественного направления. В 18 веке табак нюхали, кажется, все, без оглядки на пол и социальный статус. Возник общественный запрос на табакерки, которые и стали делать предприимчивые умы Европы. Для их изготовления прессовали картон, пропитывали его растительным маслом и просушивали на высоких температурах. Такой материал назвали «папье-маше», что означало буквально «жеваная бумага».
Федоскинская роспись, конец XIX в.
Табакерки покрывали черным грунтом, черным же лаком, а для самой росписи использовали классические сюжеты. За 5 лет до окончания 18 столетия купец Коробов стал делать такие же табакерки, происходило это в сельце Федоскино, что в 30 км от Москвы. Специально для налаживания производства Коробов привез из Германии мастеров.
Художниками-миниатюристами на производстве у купца стали местные крестьяне, специально для которых открыли художественную школу. Сначала на крышках табакерок появились гравюры, позднее эти гравюры стали расписывать, а после и вовсе крышки стали лаковыми живописными миниатюрами. Теми самыми, которые и вошли в историю народного искусства.
Не удивительно, что лаковая миниатюра Федоскино стала столь узнаваемой, популярной. Художники равнялись на мастеров Эпохи Возрождения, учились в знаменитом Строгановском училище. Потому миниатюристов однозначно можно назвать профессионалами.
Коргашино
Курганный могильник № 1 ХI – ХIII веков – к востоку от села, близ дачного поселка, на правом берегу реки Клязьма, в роще. Состоял из 13 курганов высотой 0,5 – 1,4 метра, диаметром 4,5 – 9,5 метров, сохранилось пять насыпей, большинство из которых окружено ровиками с перемычками. Исследованы (А.Ф.Дубынин) восемь курганов с трупоположениями на горизонте и в подкурганных могильных ямах, с западной и западно – северо-западной ориентировкой. В насыпях – угольки. Височные кольца браслетообразные, перстнеобразные, трехбусинные и ромбощитковое, витые гривна и браслеты, перстни пластинчатые, решетчатые, витые и ложновитые, бусы сердоликовые бипирамидальные, металлические круглые, стеклянные круглые и цилиндрические золоченые, а также из белой пасты, привески к ожерелью прорезные со знаком свастики, керамика гончарная древнерусская с линейным орнаментом, фрагменты грубой шерстяной ткани, кожи, древесной коры и бересты. По мнению А.Ф.Дубынина, курганы принадлежат колонистам смоленских кривичей.
Курганный могильник № 2 (Звягино-Пироговский, Звездочка), ХI – ХIII веков. К северо-востоку от села, 300 метров к северу от дачного поселка Звездочка, между селом Зввягино Пушкинского района и селом Пирогово, левый берег реки Клязьма, к востоку от устья безымянного ручья, левый берег последнего, в лесу, к югу от просеки. Насчитывал более 50 курганов, сохранилось 40 насыпей высотой 0,2 – 1,2 метра, диаметром 5 – 8 метров, расположенных на высоту 8 – 12 метров над рекой. Большинство курганов окружено ровиками, 36 насыпекй нарушены ямами. Исследованы (А.Ф.Дубынин, М.А.Рабинович) 13 курганов с трупоположениями на горизонте и в подкурганных могильных ямах, с западной и северно-западной ориентировкой. В одномиз погребений над костяком обнаружены кусочки беерсты, в двух – древесный тлен, вероятно, от гробовища. Одно погребение было совершено на песчаной подсыпке. В насыпях несколько курганов найдены угольки, в двух курганах на уровне погребенной почвы – остатки кострищ. Височные кольца браслетообразные, перстнеобразные и ромбощитковые; шейные гривны витые; браслеты пластинчатые, круглопроволочные и вытые; перстни пластинчатые, цепевидные и литые; звездчатая пряжка, медные пуговицы и бубенчики, привески монетообразные, в том числе с изображением святого и в виде лунницы; бусы сердоликовые бипирамидальные, хрустальные шарообразные, биллоновые полусферические, стеклянные ромбовидные, зонне, позолоченные и посеребренные; гончарный горшок; остатки двух сумочек из кожи и ткани, в которых находились перстни; фрагменты шерстяной, шелковой и парчовой ткани, шелковой тесьмы от головного убора с золотой нитью.
Особенности федоскинской миниатюры
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.
Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.
Процесс производства федоскинской шкатулки
В зале №4 можно увидеть технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки. Она делается из папье-маше. Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно сушат при температуре 85-90°С. Благодаря этому шкатулка приобретает твердость дерева.
Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют, постоянно просушивая.
Пройдет несколько месяцев, прежде чем шкатулка или иное изделие приобретет форму и будет передано художнику. Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок копируется на заготовку шкатулки. После этого последовательно выполняются замалевок — общий набросок композиции, пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка, лессировка — моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение бликов на предметах светлыми красками.
Существует также оригинальная федоскинская техника «письмо по сквозному», когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечивают через лессировочные краски, придавая изделию внутреннее свечение.
Для росписи используют масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колонковыми кисточками. При выполнении тонких работ мастер может использовать тончайшую кисть буквально из двух-трех волосков. Нередко требуется использование лупы.
Изделия украшают также сканью, различными орнаментами и др. После этого шкатулку снова отправляют на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка с внутренним свечением.
В целом, на изготовление одной шкатулки, в зависимости от сложности, тратится от нескольких месяцев до года работы.
Технологический процесс изготовления федоскинской шкатулки
Основные этапы изготовления федоскинской шкатулки:
- Нарезка картона.
- Навивка картона.
- Проварка в льняном масле.
- Опиловка, шарнировка.
- Грунтовка, шпаклёвка.
- Покрытие чёрным лаком (сверху).
- Покрытие красным лаком (внутри).
- Алюминиевый порошок с переведенным рисунком.
- Припорох (копирование изображения на кальку).
- Замалёвок (общий набросок композиции).
- Перемалевок, бликовка (детальная проработка рисунка, моделирование изображения прозрачными красками, изображение бликов).
- Покрытие бесцветным лаком (5-6 раз).
- Полировка.
Рабочее место мастера заготовительного участка
Марфино –село — административный центр
Общая площадь сельских территорий городского округа Мытищи, подведомственных МКУ «ТУ «Федоскино», составляет 19 038 га, в границах которых находится 44 населенных пункта.
Аббакумово -деревня |
Красная Горка – деревня | Подольника – деревня | Сумароково — деревня | |||
Аксаково – деревня | Крюково – деревня | Поседкино – деревня | Сухарево – деревня | |||
Большая Черная – деревня | Ларево – деревня | Протасово – деревня | Торфоболото – поселок | |||
Большое Ивановское — деревня | Летчик-Испытатель — поселок | Птицефабрики — поселок | Троице-Сельцо – деревня | |||
Борец – поселок | Лысково – деревня | Пчелка – деревня | Трудовая – поселок | |||
Бяконтово – деревня | Малое Ивановское – деревня | Рождественно – деревня | Федоскино – село | |||
Голенищево – деревня | Менжинец – поселок | Румянцево – деревня | Фелисово – деревня | |||
Долгиниха — деревня | Муракино – деревня | Семенищево – деревня | Фоминское – деревня | |||
Драчево – деревня | Николо-Прозорово поселок | Семкино — деревня | Хлябово – деревня | |||
Еремино – деревня | Новосельцево – деревня | Совхоза «Марфино» —
поселок |
Шолохово – деревня | |||
Капустино — деревня | Степаньково — деревня | Юрьево – деревня |
Численность официально зарегистрированного населения составляет 9800 человек.