История самого жуткого музея в россии

Мост Ломоносова в ХХ и ХХI вв.

Чернышёв мост капитально ремонтировался уже в 1911-1912 годах — были усилены опоры, своды, заменили деревянное пролётное строение в среднем пролете моста на металлическое балочное.

Тремя годами позже, в 1915 году, при въездах на переправу восстановили обелиски с фонарями. Работы велись по проекту архитектора академика Ивана Александровича Фомина. Также переложили надводные части быков и устоев, подняли тротуары над уровнем полотна проезжей части и сняли парапеты, отделявшие их от мостовой.

Полотно проезжей части целиком замостили булыжным камнем, гранитными плитами были выполнены тротуары на боковых частях, а в центральной — асфальтом. Вдоль тротуаров проложили гранитные сточные желоба.

Пострадавшие в годы блокады Ленинграда гранитные обелиски моста Ломоносова были восстановлены вместе с фигурными фонарями и кронштейнами в 1950 году, а в 1967-м позолочены архитектурные детали. В 1989 году переставили гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ «Ленмосттреста».

В новейшей истории моста Ломоносова, в 2006 году, на переправе была осуществлена реставрация обелисков, в ходе которой также освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и нарядных гиппокампов.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Названия переправы

Интересный факт заключается в том, что сразу его назвали Екатерининским, как мы уже говорили выше, — в честь Екатерины II, однако вскоре он был переименован в Чернышёв мост. Имя дали сооружению по находившейся здесь загородной усадьбы графа Григория Петровича Чернышёва, сподвижника Петра I, генерал-аншефа, участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

В 1948 году переправу переименовали в честь Михаила Васильевича Ломоносова. Одновременно переименованию подверглась примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где был установлен памятник этому великому русскому учёному, изобретателю, просветителю, поэту и художнику.

Легенды

Центр Санкт-Петербурга наполнен легендами, мифами, преданиями и страшилками. Площади имени Ломоносова досталась только маленькая примета. Она касается актеров известнейшего театра — БДТ (Большой драматический имени Товстоногова). Актеров БДТ никогда не встретишь на площади, почему-то в их среде она не пользуется любовью, считается, что прогулка по ней перед спектаклем приводит к сценической неудаче.

Впрочем, остальных людей и, прежде всего, туристов, это не касается, они могут спокойно любоваться окружающими площадь старинными домами, прекрасным мостом и видом на Фонтанку.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Разные перемены и переименования музея

В связи с усилением идеологического давления на культуру страны в конце 1920-х годов была закрыта экспозиция в особняке Карловой, в 1930 году упразднили отдел «Музей Старого Петербурга», ликвидировали экспозицию в доме Серебряниковых. В 1931 году Музей Города переименовали в «Музей социалистической реконструкции города». Спустя 2 года он стал «Музеем-выставкой строительства и городского хозяйства».

В Аничковом дворце открылась постоянная выставка строительных материалов, конструкций и архитектурных проектов. В 1935 году здание музея было передано Всесоюзной пионерской организации для размещения Дворца пионеров. Коллекцию и архив музея перевезли на хранение в подвалы Училища технического рисования барона Штиглица в Соляном городке.

В 1938 году музей снова переименовали и он стал называться «Музей истории и развития Ленинграда». Его экспонаты были размещены в особняке Румянцева на набережной Красного Флота, 44. Началась работа по подготовке новой экспозиции, которая открылась лишь в 1949 году. Позднее музей ещё дважды переименовывался.

В 1951 году он стал «Музеем архитектуры Ленинграда», с 1953-го — «Государственным музеем истории Ленинграда», который более 30 лет возглавляла педагог по образованию Людмила Николаевна Белова, Заслуженный работник культуры РСФСР с 1965 года. При её непосредственном участии Музей истории Ленинграда в 1950-е — 1980-е годы продолжал и развивал традиции петербургского музейного дела, сложившиеся в начале ХХ столетия.

Музею истории Ленинграда был передан комплекс зданий Петропавловской крепости: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Трубецкой и Зотов бастионы. За годы работы Беловой музей фактически был создан заново.

Особенности моста

Мост Ломоносова относится к семи типовым, «образцовым» переправам через Фонтанку в Санкт-Петербурге. Это сооружение с богатой историей, его построили в период царствования Екатерины Великой — в 1787 году. Поэтому сначала был назван в честь императрицы и носил наименование — Екатерининский мост.

Это единственная из переправ через Фонтанку, возведённых по типовому проекту инженера-мостостроителя Жана-Родольфа Перроне, которой за более чем 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик практически неизменным.

Мост Ломоносова представляет собой каменное трёхпролетное сооружение длиной 62,9 метра, шириной — 16,1 метр. Перила переправы — чугунные, установленные на гранитных тумбах, с рисунком, повторяющим узор перил набережной реки Фонтанки.

История музея

Идея создать Кунсткамеру в России появилась у Петра I во время посещения городов Англии и Голландии 1697-1698 гг. Особенно поразили царя комнаты чудес. В них находились разные редкости и даже человеческие органы, заспиртованные в склянках. Эту коллекцию собирал профессор Рюйш в течение 50 лет. Анатом уступил Петру I научные труды, посчитав, что российский государь способен сохранить выставочные экспонаты для потомков. Именно с покупки 937 анатомических предметов началась история создания музея. Но вначале это новшество называлось «Государев кабинет». Также были закуплены другие редкости, включая:

  • технические изделия;
  • виды оружия;
  • книжные труды;
  • образцы флоры и чучела фауны.

Заведующим музеем был назначен Роберт Арескин — лейб-медик Петра I, доктор философии и медицины. А надсмотрщиком выбрали Иоганна Шумахера, деятеля наук с немецкими корнями. После казни дворянина и начальника Петербургского адмиралтейства Александра Кикина в 1718 году выставку решили организовать в его двухэтажном доме, который был конфискован в ходе расследования. Стеклянные колбы с частями анатомических органов Рюйша заняли 8 залов особняка. По России разъехались государевы скупщики приобретать диковинные вещи у населения.

Для знакомства народа с галереей Кунсткамера открыла свои двери в 1719 году. Посетителей особенно впечатляли живые экспонаты. Это были люди с дефектами развития тела, проще говоря уроды. Они жили прямо в здании Кунсткамеры. Петр I желал, чтобы люди знакомились с экспонатами для личностного развития.

Рис.1 Заспиртованные младенцы

С посетителей не брали платы за вход. Кроме того, визитёров угощали вкусностями, а именно: дамам подавали конфеты и кофе, кавалерам вино и закуски, а простому народу наливали водку, а иногда кофе. Все угощения оплачивала государственная казна. Этим нововведением Петр I дразнил Европу. Через несколько лет палаты Кикина не вмещали экспонаты выставки. В 1728 году государь нашёл место для нового здания музея. На него указали необычно сросшиеся ветки сосны. Эта ветвь стала одним из экспонатов Кунсткамеры.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель

Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия

Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Путеводитель по Ораниенбауму (Ломоносову)

Ораниенбаум — как добраться, режим работы 2020 и стоимость билетов

Практическая информация для посещения Ораниенбаума (Ломоносова): как доехать на электричках и маршрутках, режим работы и цены на билеты в парки и дворцы

1

Меншиковский дворец (Большой дворец) в Ораниенбауме

Большой дворец является памятником петровского времени. Строение является старейшим сооружением величественного дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума.

2

Китайский дворец

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме. Название появилось по той причине, что во времена Екатерины II в Европе становится популярным искусство Поднебесной

3

Дворец Петра III

Дворец Петра III – миниатюрное строение, служившее для отдыха императора. Скромное снаружи, оно, словно небольшая шкатулочка, наполнено изумительными интерьерами и предметами искусства.

4

Нижний парк

Нижний парк является одним из первых регулярных садов в России. Он расположен перед Большим дворцом, у подножия его террас.

5

Верхний парк

Значительную часть музея-заповедника Ораниенбаум занимает Верхний парк, который часто называют Северной Швейцарией и имеет площадь около 160 га.

6

Померанцевое дерево — символ города

До 1948 года город Ломоносов носил имя Ораниенбаум, что в переводе с немецкого означает «Померанцевое дерево». Существует несколько версий происхождения этого названия.

7

Китайский пруд

Свое название водоем получил по названию Китайского дворца, построенного для Екатерины II в 1760-х годах. Китайский пруд украшает скульптура, ее можно видеть, как на самом водоеме, так и по берегам.

8

Китайская кухня

Здание Китайской кухни было построено в 1760-х годах, когда Антонио Ринальди создавал ансамбль Китайского дворца. По его проекту на берегу пруда был сооружен Фрейленский домик — одноэтажное здание с антресольным этажом.

9

Ледник Китайской кухни

Рядом со зданием Китайской кухни был возведен Ледник и винный погреб. Это небольшое, непримечательное с виду строение, сложенное из красного кирпича, было предназначено для хранения продуктов.

10

Пергола с пристанью

На западном берегу пруда, находится пергола, то есть беседка, обвитая зеленью вьющихся растений (в переводе с итальянского Pergola переводится как навес).

11

Каменная скамья Екатерины II

Это особое место в парке, от которого веет древностью и мистикой. Возможно, что ощущение ложное, и создается из-за того, что скамья окружена густо разросшимися деревьями, а непосредственно из самого валуна выросла ель.

12

170-летний дуб

На берегу Китайского пруда можно увидеть 170-летний дуб с инвентарным номером «193». Старинное дерево, посаженное еще в середине XIX века, пережило многие поколения и разные времена.

13

Кавалерский корпус

Кавалерский корпус возведен в 1765-1767 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди и использовался как Кухонный корпус Китайского дворца.

14

Зверинец

По традиции, сложившейся еще в средние века, при пригородных резиденциях русских правителей всегда имелся зверинец. Князь Петр Федорович (будущий император Петр III), был страстным охотником.

15

Петровский мост

Петровский мост входит в самый живописный маршрут музея-заповедника — с него открывается прекрасный вид на реку Каросту и ее окрестности.

16

Почётные ворота и крепость Петерштадт

Крепость Петерштадт была сооружена в 1756-1762 годах по приказу наследника престола князя Петра Федоровича. Будущий император Петр III, любивший военное дело, устраивал учения и проводил парады на плацу военного городка.

17

Руинный мост

Пейзаж, открывающийся с деревянного Руинного моста, был настолько прекрасным, что вызывал восторг и вздохи гостей парка в Ораниенбауме. Неудивительно, что мост часто называли мостом Вздохов.

18

Катальная горка

Комплекс состоял из павильона нежно-голубого цвета, скатов и галерей и был прообразом зимних ледяных гор, традиционно возводившихся к началу масленичных гуляний.

19

Каменное зало

Павильон Каменное зало был построен в середине XVIII века и предназначался для проведения праздничных мероприятий, в том числе концертов и маскарадов.

20

Картинный дом

В здании располагались картинная галерея и библиотека, кунсткамера и оперный зал. Коллекция, собранная в Картинном зале, стала ярким примером частного собрания произведений искусства.

21

Собор Архангела Михаила

В феврале 1913 года отмечалось 300-летие царствования дома Романовых. В честь этого события в Ораниенбауме взамен деревянного храма был возведен новый белокаменный собор Архангела Михаила.

Фото города Ломоносов
Ораниенбаумский морской фестиваль 2012 на фото
Ораниенбаумский морской фестиваль 2011 на фото

История

Инициатором создания музея был академик С. И. Вавилов – Президент Академии наук. Решение было принято в 1947 году. Двумя годами позже экспозицию музея увидели первые посетители.

Башня Кунсткамеры, ставшая местом размещения музея, – это современный символ РАН. В 1747 года она сгорела во время пожара, после чего началось ее новое возведение под руководством инженера-архитектора, историка науки Р. Каплан-Ингеля. Этот человек позже стал первым директором музея М. В. Ломоносова.

Посетители могут ознакомиться с материалами, рассказывающими о жизненном и творческом пути ученого.

Кроме того, в музее хранятся коллекции:

  • приборов, которыми пользовались астрономы в XVIII – XIX вв
  • предметы, демонстрирующие, как развивалась научная мысль два-три века назад

Среди экспонатов музея привлекает внимание Готторпский глобус-планетарий диаметром 310 см, в создании которого принимали участие немецкие и русские специалисты

История

Инициатором создания музея был академик С. И. Вавилов – Президент Академии наук. Решение было принято в 1947 году. Двумя годами позже экспозицию музея увидели первые посетители.

Башня Кунсткамеры, ставшая местом размещения музея, – это современный символ РАН. В 1747 года она сгорела во время пожара, после чего началось ее новое возведение под руководством инженера-архитектора, историка науки Р. Каплан-Ингеля. Этот человек позже стал первым директором музея М. В. Ломоносова.

Посетители могут ознакомиться с материалами, рассказывающими о жизненном и творческом пути ученого.

Кроме того, в музее хранятся коллекции:

  • приборов, которыми пользовались астрономы в XVIII – XIX вв
  • предметы, демонстрирующие, как развивалась научная мысль два-три века назад

Среди экспонатов музея привлекает внимание Готторпский глобус-планетарий диаметром 310 см, в создании которого принимали участие немецкие и русские специалисты

Бесплатное посещение

Бесплатные билеты для граждан

Право бесплатного посещения музея предоставляется следующим категориям граждан (льгота не распространяется на услуги по экскурсионному обслуживанию):

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • Полные кавалеры ордена Славы;
  • Члены многодетных семей;
  • Дети дошкольного возраста

Для детей до 7 лет

  • Для детей дошкольного возраста бесплатный вход в музей и экскурсионное обслуживание предоставляется бесплатно.
  • Льгота не распространяется на услуги музейно-просветительских программ для данной категории посетителей (экскурсии, лекции, мастер-классы).

Основные труды сотрудников музея[править | править код]

Монографииправить | править код

  • Карпеев Э. П., Шафрановская Т. К. Кунсткамера. СПб., 1996.
  • Карпеев Э. П. Русская культура и Ломоносов. СПб, 2005.
  • Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова / Сост. В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова. М.; Л., 1961.
  • М. В. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Э. П. Карпеева. СПб., 1999.
  • Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. М.; Л., 1950.
  • Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л., 1953.
  • Ченакал В. Л. Очерки по истории русской астрономии. М.; Л., 1951.
  • Ченакал В. Л. Русские приборостроители первой половины XVIII в. Л., 1953.
  • Chenakal V.L. Watchmakers and clockmakers in Russia 1400 to 1850. London, 1972.
  • Karpeev E.P. Der grosse Gottorfer Globus. St.-Petersburg, 2000.

Статьиправить | править код

  • Кондрашова Е. А. Минц-Кабинет Петербургской Кунсткамеры // Сборник МАЭ. СПб., 2004. Т. XLIX.
  • Моисеева Т. М. Научные инструменты Петербургской Кунсткамеры: От «курьезных экспериментов» до экспериментальных наук // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2008. № 1. С.65-80.
  • Моисеева Т. М. Первая астрономическая обсерватория // Наука и жизнь. 2004. № 7. C. 72-78.
  • Моисеева Т. М. Петровская Кунсткамера и кунсткамеры Европы // Наука и техника. Вып. XII. СПб., 1996. С. 54.
  • Моисеева Т. М. Эйлер и становление метрической системы в России // Леонард Эйлер и современная наука. СПб., 2007. С. 340—346.
  • Ченакал В. Л. Зажигательные стекла и зеркала Чирнгауза в России // Труды ИИЕТ. М., 1960. Т. 34.
  • Moiseeva T. The Chemical laboratory of Lomonosov is the First Scientific and Educational laboratory in Russia // XXV Scientific Instrument Symposium. Krakow, 2006. P.71.
  • Moisejeva T., Smirnova O.A. Die Ursprünge des russischen Porzellans // Keramos. Heft 202. Düsseldorf, 2008. S. 57-64.
  • Moisseeva T. Das Lomonossov Museum // Palast des Wissens. Bd 1. München, 2003. S. 177—189.
  • Moisseeva T. Das Reform der Zeitmessung in Russland und die St.Petersburger Akademie der Wissenschaften // Palast des Wissens. Bd 2. München, 2003. S. 243—248.
  • Moisseeva T. Scientifica of the Petersburg Kunstkamera as the instruments for the introduction of the new European knowledge in Russia // XXIII Scientific Instrument Symposium. Dresden, 2004. P. 67.
  • Moisseva T. Les Suisses et la création de l’Académie Pierre le Grand // Suisse-Russie: Des Siècles d’Amour et d’Oubli 1680—2006. Fribourg. 2006. P.35-42.
  • Moisseva T. Pierre le Grand, De la Moscovie ả L’Empire // Du Tsar ả l’Impereur. Bruxelles, 2005. P. 116—126.
  • Хартанович М.В. Организация музея М.В. Ломоносова при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН // История Петербурга. — 2011. — 5 (63). С. 47-50.
  • Хартанович М.В., Кравченко Т.М. Учреждение Музея М.В. Ломоносова и его первый директор Р.И. Каплан-Ингель // Ломоносовские чтения в Кунсткамере. Вып. 1. СПб., 2011. C. 121-129.
  • Ломоносовские чтения в Кунсткамере. К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. /Отв.  ред. М. Ф. Хартанович , Ю. К. Чистов. Вып. 1. СПб., 2011.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: