Хмелита

Родовое гнездо Грибоедовых

Необычное название имения объясняется тем, что оно расположено в центре села Хмелита. Этот населённый пункт был основан в далёком 1614 году рядом с речкой Хмелиткой, на побережье которой обильно произрастал хмель.

В состав музея-заповедника Хмелита входит не только одноимённая усадьба, но и другие уникальные объекты:

  • Мемориальные памятники — Богородицкое, Григорьевское, Городок, Косткино, Никольское (другое название — Никольский сад).
  • Археологические памятники — городища, курганные могильники, селища.
  • Природные памятники — Семёновское и Трансливское болота.

Все они представляют несомненный интерес любителей истории и природы, но всё же центром заповедника является усадьба Хмелита, которая до Грибоедовых принадлежала князьям Буйносовым-Ростовским. От них имение в 1747 году перешло в собственность деда будущего дипломата, Сергея Фёдоровича Грибоедова, и, начиная с конца XVII века, стало родовым гнездом дворян Грибоедовых.

Именно при Сергее Фёдоровиче имение обрело свой узнаваемый вид — главное здание дворцово-паркового ансамбля было построено в стиле елизаветинского барокко и представляло собой двухэтажный особняк бело-голубого цвета, украшенный белыми колоннами. К усадьбе примыкали четыре флигеля, два служебных помещения и Казанская церковь. Всё это великолепие было обрамлено парком, цветниками, а изящные скульптуры, два пруда и канал завершали описание одной из лучших усадеб Смоленщины.

Затем усадьбу унаследовал сын Сергея Фёдоровича — московский барин Алексей Фёдорович Грибоедов, дядя Александра Сергеевича по материнской линии. При нём Хмелита гостеприимно распахнула свои двери и стала популярным клубом аристократических семей Смоленской области.

В великолепных залах каменного особняка часто проводились театрализованные представления, на которые съезжались многие представители дворянских семей Смоленщины, а по паркетному полу скользили благовоспитанные барышни и галантные кавалеры. Но Александра Сергеевича Грибоедова, приезжавшего в Хмелиту каждое лето и проведшего здесь полжизни, больше привлекала богатая дядина библиотека и обширная коллекция картин. По свидетельству современников, юный Грибоедов отдавал предпочтение поэзии и литературе в целом, чем заметно выделялся среди своих сверстников.

Здесь, в Хмелите, будущий писатель внимательно наблюдал за гостями дяди, фиксируя в своей памяти уклад жизни местных помещиков. Уже тогда его посещала муза вдохновения, и в дальнейшем Александр Сергеевич опишет характеры многих из них в бессмертном литературном творении — комедии «Горе от ума».

Во второй половине XIX века усадьба Грибоедовых в Смоленской области растеряла своё былое великолепие. Спустя десятилетия, в 1894 году, хозяином Хмелиты стал граф А. П. Гейден. При нём усадьба была полностью отреставрирована и благодаря привезённой коллекции картин, коих насчитывалось свыше 103-х, стала центром притяжения ценителей живописи из соседних имений и Смоленска.

К сожалению, прекрасное полувоздушное здание почти полностью было уничтожено в 1954 году. Простоявшая два столетия и чудом уцелевшая во время Великой Отечественной войны Хмелита сгорела при пожаре, длившемся целую неделю. Виной тому были колхозники, которые разожгли огонь прямо в усадьбе. Лишь спустя несколько десятилетий, благодаря энтузиазму архитектора П. Д. Барановского и его учеников В. Е. Кулакова и М. М. Ермолаева, чудесный памятник русской архитектуры был восстановлен почти в первозданном виде.

Первый директор Хмелиты — Виктор Кулаков

Архитектор-реставратор, историк искусств, а также заслуженный деятель искусств России Виктор Евгеньевич Кулаков в качестве дела всей своей жизни выбрал возрождение из руин Хмелиты, посвятив этой работе всего себя. Сам дворец, флигели, церковь, парковый ансамбль восстанавливали не одно десятилетие, также директор занимался поиском новых экспонатов. Его безграничный талант и неуемная энергия позволили создать и подарить Смоленщине и всей стране не только музей А. С. Грибоедова, но и воинский мемориал «Богородицкое поле», а также музей П. С. Нахимова.

Благодаря неустанной подвижнической деятельности Кулакова его желание сохранить памятники отечественной культуры и величайший труд, позволивший возродить имение навсегда останутся в памяти соотечественников. Скончался Виктор Евгеньевич в июле 2019 года.

Флигель усадьбы Хмелита, в котором расположен музей Нахимова, Lyudmila_Klyopova

Хмелита

Центром заповедника является родовое гнездо Грибоедовых, усадьба Хмелита. Это старейшая из сохранившихся на Смоленщине барских усадеб. Невероятно красив каменный господский дом, живописно окруженный деревьями. В конце 18 — начале 19 веков усадьба принадлежала дяде поэта, Алексею Грибоедову, московскому богатому, а потому вальяжному барину. Богатая библиотека, знатное собрание картин, домашний театр создавали волшебную ауру поместья. Сюда на балы съезжались из соседних усадеб представители аристократических семей России. Юный поэт проводил в усадьбе у дяди летние месяцы, и имел замечательную возможность наблюдать за ритмом жизни избранного общества. Позднее, когда увидела свет комедия Грибоедова «Горе от ума», представители лучших семей России увидели в ее героях себя.

Центром заповедника является родовое гнездо Грибоедовых, усадьба Хмелита.

Чудесным образом усадьба не пострадала ни в гражданскую ни в Отечественную войну. А вот в 1954 году произошла трагедия: колхозники развели прямо в усадебном доме костер, занялся пожар, в котором усадьба почти полностью погибла. Так что, в своем первоначальном облике здание, построенное неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко, до наших дней не дожило. Но большой подвижник и любитель русской старины архитектор П. Д. Барановский и его ученик В. Е. Кулаков, преодолев все препоны, на которые богата бюрократия, сумел восстановить усадьбу, в 90-е годы прошлого века здесь открылся музей Грибоедова.

Экспозиция музея

Экспозиция музея называется «А. С. Грибоедов и его время». Представлены для обозрения не только документы, свидетельствующие об успехах поэта на воинском, литературном, дипломатическом поприщах и прижизненные издания его книг, но и множество вещей, характеризующих жизнь русского дворянства той эпохи. Картины, предметы мебели, посуда, текстиль конца 18 — первой трети 19 веков дают целостную картину бытовых традиций одного из слоев населения. Представлена в музее и экспозиция, посвященная этапам восстановления усадьбы, создания заповедника и планам расширения его. В музее также проводятся выставки, тематика которых способствует более полному отображению эпохи и творчества А. С. Грибоедова.

События и праздники

Постоянно проходят в Хмелите тематические праздники. Так, ежегодно в июле проходит Всероссийский Грибоедовский праздник, приуроченный к престольному празднику здешнего сельского храма Казанской Иконы Божьей Матери. Традицией стало отмечать в январе день рождения поэта. В этом празднике принимает участие множество современных российских писателей, поэтов, журналистов, художников-иллюстраторов.

Как добраться и часы работы

Посетить усадьбу можно по адресу: Смоленская обл., Вяземский р-он, с. Хмелита. Контакты: тел. (48131) 3-06-29. Веб-сайт.

Из Москвы (всего 260 км) следует ехать по Минскому шоссе, свернуть в районе Вязьмы направо на Хмелиту (около 35 км), трасса Вязьма — Холм-Жирковский. Кстати, сама Вязьма также заслуживает посещения, поэтому в эти места часто едут на 2-3 дня.

Режим работы музея: с апреля по октябрь — с 10.00 до 18.00, с ноября по март — с 9.00 до 17.00.Выходные дни — понедельник и последняя среда каждого месяца.

Графика

В графическом собрании музея около более тысячи листов. Это портреты А.С. Грибоедова, его знакомых и сослуживцев, лиц из литературного и театрального окружения, писателей и исторических деятелей, имена которых упоминаются в переписке Александра Сергеевича; улицы и площади Москвы, Петербурга и Киева, виды Крыма и Кавказа, а также виды Персии. В основном эти гравюры и литографии выполнены в первой половине XIX века.

В музее собрано 20 гравюр по рисункам Е.М. Корнеева, сделанным во время поездок по Украине, Черкессии, Грузии, Армении и Персии. Гравюры дают представление о том, о мире бесконечных странствий, дорог, путешествий, на которые ушла большая часть жизни А.С. Грибоедова.

Для современного зрителя особенно любопытны бытовые зарисовки прошедшей эпохи. В музее – заповеднике хранится около 60-ти цветных гравюр английского художника Д.-А. Аткинсона. Большинство листов посвящено сценам из городской и усадебной жизни, особенностям быта и костюмов.

Графические изображения создают бытовой фон эпохи, в которую довелось жить Александру Сергеевичу Грибоедову, многое рассказывают о русской жизни и тем приближают понимание того реального мира, какой запечатлен в «Горе от ума» и других пьесах драматурга.

В свое время сюжетные гравюры Д. – А. Аткинсона знакомили Европу с Россией, для нас же сейчас они имеют не меньшую историко – культурную ценность, так как знакомят современную Россию с ее прошлым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: