Информация для паломников и туристов
Посетить Русский Иерусалим в Липецкой области можно каждому человеку. Великолепное строение видно с любой точки города Задонска, оно находится на улице Коммуны, д. 14.
Чтобы доехать до Липецкой обители из столицы, следует отправиться на поезде у Курского вокзала Москвы до Липецка, там пересесть на автобус, идущий в Задонск.
Междугородний автобус «Москва-Воронеж» идет прямо в Задонск, при въезде в который видны кресты Богородицкого монастыря.
Интерьер Владимирского собора Задонского монастыря
Планируя паломничество в русскую святыню XVII века, следует учесть, обойти огромную территорию в течение одного дня нереально, если при этом посетить святыни храмового комплекса:
- иконы Владимирской Богородицы;
- Рождества Божьей Матери;
- Вознесения Господня;
- Тихона Задонского;
- Тихона Задонского и Игнатия Богоносца;
- Иконы «Живоносный источник»;
- Николая Угодника.
Совет! При этом желательно посетить Надвратную часовню и искупаться в часовне-купальне на источнике.
https://youtube.com/watch?v=f1K4b53cWU8
Документальный фильм о Задонском Рождество-Богородицком монастыре
Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.
С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.
В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть – это собственные средства и пожертвования.
Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
Уже четыре столетия Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стоит на левом берегу Дона.
Рождество-Богородицкий монастырь
Здесь находятся две святыни: Владимирская икона Божией Матери и мощи Святителя Тихона Задонского.
С 1610 года список иконы Владимирской Божией Матери, принесенный из Сретенского монастыря, освящал Задонский монастырь и прославлял его многими чудесами:
- В 1692г. пожар уничтожил все постройки монастыря – целой и невредимой осталась лишь икона. Жителей поразил этот факт. К иконе стали притекать паломники, каждый стремился помочь возрождению обители: кто деньгами, кто продовольствием, кто своим трудом.
- В 30-е — 40-е годы XIX века в Задонске дважды свирепствовала холера. Не обошла стороной она и монахов, но из молившихся перед святой иконой ни один не умер от страшной болезни.
- В 1861 и 1869 годах в Задонске опять запылали дома. Икону с молитвой подносили к очагам огня – и стихия отступала, позволяя людям тушить пожар.
Традиционно с престольными праздниками Владимирской Божией Матери были связаны Задонские ярмарки, проводившиеся трижды в конце мая, июня и июля. Они вызывали огромный приток паломников и способствовали развитию монастыря.
Чудотворной иконе посвящена главная постройка монастыря – Владимирский собор. Огромный трехэтажный красавец-храм с колоннадами возведен в середине XIX века по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона. Украшенная жемчугом и драгоценными камнями икона находится справа у клироса — это восстановленный по описаниям список чудотворной Владимирской иконы Задонского Богородицкого монастыря. Сама она, к сожалению, была утеряна в годы большевистского лихолетья.
Рождество-Богородицкий монастырь, Владимирский собор
Вторая святыня Богородицкого монастыря — мощи Тихона Задонского. Он провел в обители последние 15 лет своей жизни, удалившись на покой после служения в должности Воронежского епископа.
- 1769-1783 гг. — Тихон жил в Задонском мужском монастыре, обретя дар непрестанной молитвы, чудотворения, прозорливости, любви к ближнему; создавал творения, которые стали духовной пищей для многих православных; здесь же, в Задонском монастыре, он и был похоронен под алтарем Владимирского собора;
- 1846 г. — при перестройке собора тело угодника Божия было обретено нетленным, началось стихийное народное почитание его мощей;
- 1861 г. — состоялась официальная канонизация Тихона Задонского;
- 1919 г. — мощи святого были вывезены из монастыря в Орел;
- 13 августа 1991 г. — святыня была возвращена в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — возобновились чудесные исцеления, документально подтвержденные врачами.
Образ святителя в полный рост в архиерейском облачении — единственная икона, сохранившаяся в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске.
Обретение мощей Святителя Тихона Задонского
Свято-Тихоновский храм на месте бывшей келии Тихона Задонского В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.
В дальнейшем для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисия, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».
К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.
Свято-Троицкий женский монастырь
Начало четвертому по счету монастырю Задонска положил странноприимный дом по уходу за немощными странниками, прибывавшими на поклонение святыням Задонска. При общине сестер милосердия в 1860 г. была построена церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость». Статус монастыря девичья община получила в 1888 году. В народе обитель называли «Скорбященской», пока не был возведен храм Живоначальной Троицы, ставший престольным для монастыря.
Свято-Троицкая женская обитель просуществовала до 1929 года. Из построек бывшего женского монастыря остался только 5-купольный Храм Живоначальной Троицы (Троицкий собор) – памятник архитектуры XIX в. Это единственное место в Задонске, где венчают молодоженов и крестят детей.
Храм Живоначальной Троицы
История
8 июля 1579 года 9-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).
Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.
Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).
Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.
По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году — к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.
Литература
- Амвросий, епископ Пензенский и Саратовский . Раифская Богородицкая // История Российской иерархии, собранная … Амвросием. — М.: Синодальная типография, 1815. — Ч. 5. — С. 663—665. — 737 с. (Проверено 15 марта 2020) Архивировано 15 марта 2020 года.
- Баженов Н. Поездка в Раифскую пустынь // Записки о Раифской пустыни, кресте в Аках и Казанском монастыре. — Казань: , 1845. — 10 с. (Проверено 16 марта 2020) Архивировано 16 марта 2020 года.
- Богословский Г. К. Раифская Богородицкая мужская пустынь // Справочная книга для Казанской епархии: . — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1900. — § 13. — С. 538—540. — 612 + xxi с. (Проверено 16 марта 2020) [Переиздание:Богословский Г. К. Раифская Богородицкая мужская пустынь // Справочная книга для Казанской епархии: . — Репр. изд. 1900 г. — СПб.: Альфарет, 2011. — § 13. — 644 с. — (Печатается по изд.: Богословскiй Г. К. Справочная книга для Казанской епархiи. — Казань: Типо-литографiя Император. ун-та, 1900. — 636 с.) (Проверено 16 марта 2020) Архивировано 17 марта 2020 года.]
Даниил (Сивиллов). Путешествие в Раифскую пустынь в Казанской епархии (1830) // Раифский Альманах : сборник. — Раифа: Издательский отдел Раифского монастыря, 2020. — Вып. 9. — С. 12—85. Архивировано 15 марта 2020 года. (Проверено 15 марта 2020)
Дульский П. М. Экскурсии в Раифскую пустынь. — Казань, 1915. — 10 с.
Дульский П. М. Экскурсия в Раифскую Богородицкую пустынь // Экскурсионный вестник : журнал / Под ред. С. И. Гинтовта и И. Н. Бороздина; оформ. Б. Зворыкина. — М., 1915. — Кн. 3. — С. 108—117. (Проверено 16 марта 2020)
Раифская Богородицкая мужская пустынь // Справочная книга Казанской епархии. — Казань: Казанская духовная консистория, 1904. — С. 740—743. — 798 + xxix с. (Проверено 17 марта 2020) Архивировано 17 марта 2020 года.
Раифская Богородицкая мужская пустынь // Справочная книга Казанской епархии. — Казань: Казанская духовная консистория, 1909. — 798 + xxix с. (Проверено 17 марта 2020) Архивировано 17 марта 2020 года.
Раифская Богородицкая пустынь Казанской Епархии: историческое описание / Сост. протоирей Е. А. Малов. — Казань: Издание Раифской пустыни; типография А. А. Коковиной, 1880. — 252 с. (Проверено 15 марта 2020) Архивировано 15 марта 2020 года.
Раифская мужеская пустыня // Описание монастырей в Российской империи находящихся: с присовокуплением исторического известия о существующих ныне в России епархиях и о всех соборных, монастырских, ружных и приходских церквах, в столичных городах Москве и С.-Петербурге находящихся, с показанием времени, когда оные учреждены или построены, какие случились в них достопамятные происшествия и в какие числа бывают храмовые праздники в оных. — М.: Типиграфия С. Селивановского, 1834. — С. 101. — 248 с. (Проверено 16 марта 2020)
Рыбушкин М. С. О святых местах в Казани и Казанской губернии // Краткая история города Казани. — Казань: Типография Л. Шевиц, 1849. — Ч. 2. — Гл. 9. — С. 119—127. — 150 с. (Проверено 16 марта 2020)
Строев П. М. Раифская Богородицкая пустынь // Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви / С алфавитным указателем монастырей, сост. М. Семевским; Сост. из достовер. источников П. Строев. — СПб.: Археографическая комиссия, 1877. — Стб. 299—300. — x с. + 1064 стб. (Проверено 15 марта 2020)
Штыгашев И. М. Летний вакат в 1883 году; Встреча иконы Смоленской Божией Матери // Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеева Штыгашева / И. М. Штыгашев. — Казань: Издание иеромонаха Иоиля; типография В. М. Ключникова, 1885. — С. 97—110. — 116 с. (Проверено 15 марта 2020)
История возникновения мужской обители
Рождество-Богородицкий храмовый комплекс обязан своим существованием двум старцам — схимонахам Кириллу и Герасиму. В 1610 году выходцы Сретенской обители со списком чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери пришли в задонские земли и основали мужскую обитель в 1630 году. Так было положено основание Русского Иерусалима, который быстро обрастал храмовыми строениями.
Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Задонске, Липецкая область
Новость о чуде молниеносно распространилась далеко за пределы обители, к иконе устремились паломники, приносящие пожертвования на восстановление святыни.
Интересно! В 1692 году после сильного пожара храмовые постройки были полностью уничтожены, но среди пепелища был найден неповрежденным Владимирский святой образ Богородицы.
Прежде монастырские храмы назывались Тешевскими, а в 1779 году с переименованием города в Задонск появился Задонский Богородицкий мужской монастырь. В 1769 году слава Богородицкого монастыря засияла по-новому, благодаря поселению в нем святителя Тихона.
Российский Златоуст обладал дарами:
- любви;
- исцеления;
- чудотворения;
- утешения;
- веры и постоянной молитвы.
Ни один нищий или обездоленный не ушел из храма без утешения и молитвенной поддержки.
В 1783 году, 13 августа святитель Тихон тихо отошел к Богу, после чего началось настоящее паломничество к могиле святого. Проявилась чудотворная сила святого лика Божьей Матери в дни свирепствования чумы 1830 года. Насельники мужской обители проводили часы в молитве перед чудотворной иконой, и ни один из них не умер во время чумы.
Интересно! В 1846 году, при строительстве нового собора Владимирской иконы Богородицы, мощи святителя Тихона были найдены нетленными.
13 августа 1861 года в день кончины святого по случаю его прославления небольшой городок Задонск с населением в семь тысяч человек принял более трехсот тысяч паломников.
Николай Второй своим указом возвел Задонский Рождество-Богородицкий храмовый комплекс в ряды первого класса.
Настоятели, наместники
- Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
- Леонид
- Ефрем I
- Ефрем II
- Трифон (1693 — 1697)
- Игнатий
- Филарет
- Антоний
- Евфимий I
- В схим. Авель
- Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
- В схим. Никита
- В схим. Иринарх
- В схим. Пахомий
- В схим. Тихон I
- В схим. Тихон II
- В схим. Питирим
- Стефан
- Тихон III
- Варсонофий I (- 1735)
- Варсонофий II (1751 — ?)
- Корнилий, в схиме Кирилл (упом. 1763)
- Зосима
- Нифонт, в схиме Николай (1767 — 1774)
- Феодосий (1774 — 1776)
- Самуил I (1776 — 1777)
- Венедикт (конец 1777 — 14 июля 1778)
- Самуил I (14 июля 1778 — 1787)
- Климент (Белошапкин) (конец 1787 — 1789)
- Тимофей (Самбикин) (1789 — 1805)
Зосима, в миру Михаил
- Иннокентий (Алексеев) (1805 — 1807)
- Евграф (1807 — 1814)
- Самуил II (Стебловский) (1814 — 1833)
- Иларий (Иродионов) (1834 — 1836)
- Досифей (Немчинов) (1836 — 1840)
- Мартирий (Горбачевич) (1840 — 1842)
- Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 — 1845)
- Серафим (Покровский) (1845 — 1855)
- Дионисий (Долгополов) (1855 — 1860)
Варсонофий (? — 1861)
- Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
- Прокопий (Тенеровский) (1882 — 1893)
- Леонид (Быковский) (1902 — 1904)
- Нафанаил (Чулков) (1904 — 1912)
- Александр (Зеленев) (1913 — 1920)
- Митрофан (Гринев) (1920 — 1921)
- Никандр (Стуров) (1923 — 1925)
- Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
- Нафанаил (Черняк) (конец 1990 — (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
- Никон (Васин) (с октября 1991)
- Гермоген (Крицын) (2004 — 2005)
- Трифон (Голубых) (2005 — 2011)
- Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)
Деятельность комплекса в XX веке
Двадцатый век насельники обители встретили в монастыре с 6 храмами, духовным училищем, больницей, гостиницей.
Памятник Тихону Задонскому у церкви Рождества Пресвятой Богородицы Задонского монастыря
Храмовый комплекс сам обслуживал себя, имея фабрику по производству свечей и 2 завода, где изготавливают кирпичи. Своим христианским долгом паломники, отправлявшиеся в Святую землю, считали вначале посетить Богородицкую обитель в Задонске, Киев, а затем уже отправляться в Иерусалим.
Революция не пощадила святыню, мощи святителя Тихона вскрыли, отправили в музей Задонска, а затем переправили в Орел.
Священство и монахов арестовали, часть расстреляли, часть отправили в ссылки.
В 1929 году после конфискации имущества христианскую святыню, служащую пристанищем для русского народа в часы бед, закрыли. В святых храмах устраивали детский дом и больницу, в этих стенах сушили овощи, изготавливали колбасы.
Возрождение Русского Иерусалима
Только в 1988 году было начато возрождение Русского Иерусалима, здания постепенно освобождались от производства и возвращались насельникам, живущим в нескольких кельях.
В 1991 году был совершен первый послереволюционный обряд пострига в монахи, когда иночество приняло 5 послушников. В этом же году при собрании тысяч православных мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в Задонский храм, а через 2 года вернули мощи остальных праведников.
В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси при посещении храмового комплекса дал свое Первосвятительское благословение.
2003 год — все прежние здания были возвращены монастырю.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
В 7 километрах от Богородицкого монастыря на склоне холма в лесу укрылся от посторонних глаз Свято-Тихоновский монастырь.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь (фото: sezenovo-mon.ru)
Это место 250 лет назад святитель Тихон называл «земным раем» — он основал здесь скит, выкопал колодец, молился и работал над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое». Сразу после канонизации Тихона, в лесной глуши на берегу речки Проходня в его честь была основана новая обитель. В 1920 году Тихонов Задонский монастырь был разрушен, буквально стерт с лица земли. Но через 70 лет в нем снова затеплилась жизнь. В апреле 1991 г. насельницами «земного рая» стали монахини. Первым был восстановлен надвратный храм Преображения, и обитель получила название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. На её территории находятся три храма — Троицкий, Преображенский и Успенский, есть гостиница для паломников, купальня на Святом источнике.
Ю. Демьянов «Лето красное»
Возрождение монастыря сопровождалось чудесными знамениями, которые укрепляли дух сестер, трудившихся во славу Божию:
- Келья святителя Тихона возникла на месте полуразрушенной башенки в стене. Проходя однажды мимо неё крестным ходом, все сестры почувствовали там чудесный запах ладана. Было решено оборудовать в угловой башне часовню в память о молитвенном уединении и духовных трудах Тихона. Часовня так и называется – Келья Тихона Задонского.
- Иверская икона Божией Матери – образ, прибывший в Свято-Тихоновский Скит с Афонской горы еще до революции. В советские годы святая икона служила дверью на скотном дворе, пока не попала в боголюбивую семью. Через три поколения пронесли члены семьи святую реликвию и передали её в Тихоновский монастырь, не подозревая, что это и было её законное место. Иверская икона находится в Троицком сборе — мироточит, исцеляет и дарит бездетным семьям родительское счастье.
- В 2000 году в Тихоновском монастыре появилось Кровоточивое Распятие: из-под тернового венца, на пробитых гвоздями руках просочились капельки крови. Это произошло в день памяти всех российских святых. Сегодня чудесная реликвия находится в Успенском соборе Свято-Тихоновского монастыря.
- Камень здоровья – место, к которому с молитвой и надеждой на исцеление припадают многие паломники и получают просимое. Предполагается, что под камнем находится захоронение нетленных мощей одного из прежних насельников монастыря. Камень лежит неподалеку от часовни на месте бывшего монастырского кладбища.
Сегодня в Тихоновском Преображенском монастыре живет около ста сестер. Их стараниями место уединенных подвигов Тихона Задонского стало настоящим раем на земле для многих сотен людей.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
Текущая деятельность обители
Мужская обитель помимо молитвенной жизни полностью обслуживает себя по хозяйственной линии.
Мед добывается на пасеке, рыба и живность поставляется с собственных хозяйств, работают мастерские:
- по кузнечному делу;
- лепке скульптур;
- вышивке;
- изготовлению обуви;
- швейные.
Наследуя дар любви, оставленный святителем Тихоном, братья обители занимаются милосердием и благотворительностью, помогая обездоленным и находящимся в местах лишения свободы пищей и словом ободрения.
На заметку! Под опекой Задонского Рождество-Богородицкого монастыря находится несколько детских домов, домов престарелых и больниц.
Найти приют в стенах монастырского комплекса в Задонске могут все нуждающиеся.
Материал понравился:
Задонск видно издали — сплошные купола. В небольшом городке сразу два монастыря: женский Богородицко -Тихоновский Тюнинский и мужской Рождество-Богородицкий, а также многочисленные храмы. Десятки тысяч паломников и туристов приезжает сюда каждый год.На самом деле мы посетили два женских (Свято — Тихоновский Преображенский женский монастырь находится за городом) и один мужской монастырь. В поездку мы отправились от Покровского кафедрального Собора Воронежа ( Воронеж: скверы, писатели, поэты и храмы) вместе с паломниками. Утро началось с богослужения и пожелания счастливой дороги, а далее на комфортабельном автобусе (местами по платной трассе М-4) вдоль многочисленных ухоженных полей мы держали путь в мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Паломников в монастыре много, основной храм — это Собор Владимирской иконы Божией Матери.
Вход в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь находится с северной стороны от ул. Коммуны.
Надвратная колокольня на территории Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.
Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.
Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Вид с юга.
Вид на памятник и церковь Рождества Богородицы и больницу 1869 г.
Небольшая церковь возле Собора — это церковь Тихона Задонского.
Могила Николая Николаевича Муравьёва-Карсского
Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Вид с Нижнего парка и от реки Тешевки.
В Нижнем парке под стенами монастыря находятся: храм Иконы Богоматери Живоносный Источник, часовня-купальня и Живоносный источник. На фотографии виден крытый переход-спуск от монастыря к часовне-купальне.
После посещения Задонского Рождество-Богородицкого монастыря мы посетили на окраине Задонска (мы всё время перемещались вдоль реки Дон) в районе Тюнино женский Богородицко -Тихоновский Тюнинский. Монастырь недавно восстановлен. Основной храм — Вознесенский Собор сложен из красного кирпича.
Вознесенский Собор женского Богородицко -Тихоновского Тюнинского монастыря.
Свято-Тихоновский Преображенский епархиальный монастырь — женский монастырь Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви, расположен в 7 километрах к северу от города Задонска.
Место (часовня), где когда-то находился келья Тихона Задонского.
Объявление возле источника.
Святой источник Тихона Задонского. Рядом находится купальня — температура воды +4.
Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.
Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют
Луший поисковик Рунета — Яндекс начал продавать авиа авиа-билеты!
http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/04/pochemu_zadonsk_nazyvayut_russkim_ierusalimom
http://turbina.ru/guide/Zadonsk-Rossiya-88199/Zametki/Zadonsk-pravoslavnaya-stolitsa-Rossii-101900/
Богородице-Тихоновский (Тюнинский) монастырь
Место этой обители также связано с именем Тихона Задонского, которому полюбился родник в лесной глуши, в 3-х километрах от Задонского монастыря. Руками святителя источник был облагорожен и обустроен — он является главной святыней женской обители. В 1814 году здесь построен домовой храм в честь иконы «Живоносный источник». В комплекс Тюнинского монастыря (название происходит от имени помещика — владельца этих земель в 17 в) помимо этого храма входит величественный Вознесенский собор, церковь Александра Невского, четырёхъярусная колокольня, дом паломника. В монастыре проживает 30 сестер во главе с игуменьей Арсенией.
Богородице-Тихоновский (Тюнинский) монастырь
Карта Задонска
Собираясь посетить Задонск, не поленитесь изучить карту города с улицами и номерами домов. Она расскажет немало интересного об истории города и поможет создать интересный маршрут прогулки.
Со времен Екатерины II Задонск застраивался строго по плану, с ориентацией улиц по сторонам света. Русло реки Тешевки делит город на 2 части: Северную – Дворянскую и Южную – Мещанскую. Параллельно Дону с юга на север тянутся самые длинные улицы города: Карла Маркса (бывшая улица Дворянская) и ул. Крупской (бывшая Соборная).
Главные храмы города занимают доминирующие высоты, отражают развитие города с юга на север.
Успенский собор (ул. Урицкого 15) – центр Мещанской слободы, на Базарной площади перед собором проходили задонские ярмарки.
Здесь же стоит знаменитый «золотой Ленин», указывающий энергичным жестом на великолепный ансамбль Богородицкого монастыря (ул. Коммуны, 14).
Следуя от монастыря по улице К. Маркса, мы видим пламенеющий Троицкий собор (ул. К. Маркса, 85) а дальше на горизонте высится его двойник – Вознесенский собор в Тюнино (начало ул. К. Маркса).
Развитие Задонского мужского монастыря
1769 г. стал важнейшим в истории святилища: в это место перебрался святитель Тихон. Он проживал в храме вплоть до 1783 г., а в возрасте 59 лет он скончался. После его смерти началось паломничество к его гробнице. Когда в 1846 г. решили перестроить здания обнаружили, что мощи святого не тронул тлен, но лишь в 1860 г. наконец случилось его прославление. По этому событию в город приехали три сотни тысяч православных. Это в сорок раз больше населения самого Задонска. Возле гробницы тогда случалось большое количество прекрасных исцелений. К окончанию XIX века Николай I издал указ, по которому Задонский Богородицкий монастырь был возведён из 3 класса в 1.
В начале XX столетия жизнь здесь протекала без потрясений. Но когда случилась революция, начались страшные события: в 1919 году был вскрыт гроб с мощами святого Тихона, а служителей изгнали из богомольни. Спустя десять лет некоторых церковнослужителей отправили в ссылку, а остальных прогнали из этих священных мест навсегда. От прежнего собора ничего не сохранилось, а мощи святого были отправлены сначала в краеведческий музей, потом на Елецкую землю, и в конце концов перед войной они оказались в Орле.
За шесть десятков лет здание изменилось донельзя. За эти годы здесь располагалось множество мирских учреждений: фабрика по сушке овощей, колбасный цех и детский дом.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
В 7 километрах от Богородицкого монастыря на склоне холма в лесу укрылся от посторонних глаз Свято-Тихоновский монастырь.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь (фото: sezenovo-mon.ru)
Это место 250 лет назад святитель Тихон называл «земным раем» — он основал здесь скит, выкопал колодец, молился и работал над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое». Сразу после канонизации Тихона, в лесной глуши на берегу речки Проходня в его честь была основана новая обитель. В 1920 году Тихонов Задонский монастырь был разрушен, буквально стерт с лица земли. Но через 70 лет в нем снова затеплилась жизнь. В апреле 1991 г. насельницами «земного рая» стали монахини. Первым был восстановлен надвратный храм Преображения, и обитель получила название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. На её территории находятся три храма — Троицкий, Преображенский и Успенский, есть гостиница для паломников, купальня на Святом источнике.
Ю. Демьянов «Лето красное»
Возрождение монастыря сопровождалось чудесными знамениями, которые укрепляли дух сестер, трудившихся во славу Божию:
- Келья святителя Тихона возникла на месте полуразрушенной башенки в стене. Проходя однажды мимо неё крестным ходом, все сестры почувствовали там чудесный запах ладана. Было решено оборудовать в угловой башне часовню в память о молитвенном уединении и духовных трудах Тихона. Часовня так и называется – Келья Тихона Задонского.
- Иверская икона Божией Матери – образ, прибывший в Свято-Тихоновский Скит с Афонской горы еще до революции. В советские годы святая икона служила дверью на скотном дворе, пока не попала в боголюбивую семью. Через три поколения пронесли члены семьи святую реликвию и передали её в Тихоновский монастырь, не подозревая, что это и было её законное место. Иверская икона находится в Троицком сборе — мироточит, исцеляет и дарит бездетным семьям родительское счастье.
- В 2000 году в Тихоновском монастыре появилось Кровоточивое Распятие: из-под тернового венца, на пробитых гвоздями руках просочились капельки крови. Это произошло в день памяти всех российских святых. Сегодня чудесная реликвия находится в Успенском соборе Свято-Тихоновского монастыря.
- Камень здоровья – место, к которому с молитвой и надеждой на исцеление припадают многие паломники и получают просимое. Предполагается, что под камнем находится захоронение нетленных мощей одного из прежних насельников монастыря. Камень лежит неподалеку от часовни на месте бывшего монастырского кладбища.
Сегодня в Тихоновском Преображенском монастыре живет около ста сестер. Их стараниями место уединенных подвигов Тихона Задонского стало настоящим раем на земле для многих сотен людей.
Свято-Тихоновский Преображенский монастырь
Основание и становление Задонского Рождество-Богородицкого монастыря XVII-XVIII вв.
Дата основания варьируется по разным историческим источникам в период 1610-1620 годов двумя монахами Сретенского монастыря Кириллом и Герасимом, в месте слияние двух рек – Тешевки и Дона.
1692 год стал критическим для монастыря. Пожар превратил в пепел все постройки, здания и сооружения около церкви, и сам храм сгорел дотла вместе с архивом. Чудом была спасена только икона Владимирской Божией Матери. Церковнослужители и паломники поспешили к храму, большинство пожертвовали на реконструкцию монастыря. Кто не участвовал финансово и не мог помочь ценными вещами, помог физическим трудом.
Воссозданный практически заново монастырь, был целиком из дерева и сохранился таким до 1736 года. Спустя годы, по причине устаревания здания и недостаточной площади храма из дерева, была возведена первая каменная церковь. Главному престолу оставили предыдущее название Сретения Богородичной иконы Владимирской.
Развитие и прославление храма связано с переездом из Воронежа святителя Тихона Задонского.
1798 год стал началом обустройства местности около церкви. Возводятся новые архитектурные строения, а уже имеющиеся — восстанавливаются. Фрески украсили каменные стены храма. Южная сторона здания была усовершенствована, там появился братский корпус из двух этажей. Над монастырем возвышалась четырехэтажная колокольня со шпилем.