История
Первое аристократическое имение здесь было возведено в 1830-х годах, княгиней А. С. Голицыной. В середине XIX века поместье распродавали по частям, одну из которых купил родной брат Наталии гончаровой, супруги А. С. Пушкина, Иван Николаевич Гончаров, а вторую — промышленник Т. Морозов. Гончаров быстро перепродал ее генералу Феликсу Николаевичу Сумарокову-Эльстону, сын которого выкупил земельную часть Морозова и соединил владения.
Людмила Клёпова
Создание дворца
Сумароков-Эльстон младший, названный Феликсом в честь отца, и стал Юсуповым вследствие женитьбы на дочери князя Николая Юсупова Зинаиде. Феликс Феликсович решил построить на месте усадьбы дворец и заказал его знаменитому тогда архитектору — Николаю Краснову. В то же время в стены дворца начали привозить коллекцию живописи Юсуповых и возводить скульптуры.
По сей день вход сторожат мраморные львы, выполненные в Венеции. Перед выходом в парк можно увидеть персонажей греческой мифологии от итальянских и немецких мастеров. Строение окружают реликтовые деревья и небольшие бассейны, выполненные в модерн-стиле.
Однако это лишь немногая часть, сохранившаяся из коллекции Юсуповых. Старший из рода был неравнодушен к скульптуре, ранее, по словам Феликса Феликсовича, сад был просто усыпан мифологическими существами.
Людмила Клёпова
Примечателен и сам дворцовый сад, планировка которого сохранилась с тех времен и была разработана Карлом Кебахом, знаменитым немецким садовником. На сегодняшний день здесь сохранились 127 видов растений, четверть из которых является очень редкими, а многие деревья имеют возраст от 100 до 500 лет.
Резиденция Сталина
После октябрьской революции 1917 года дворец был национализирован. Сначала это был санаторий для ученых, а затем — элитный дом отдыха для чекистов. в 1920-е имение перешло в ведомство ВЧК, которым управлял на тот момент Ф. Э. Дзержинский. Он лично отдыхал тут дважды.
Иосиф Виссарионович Сталин лично выбрал объект местом размещения делегации трех держав — Советского Союза, США и Великобритании. До сих пор никто не может понять почему выбор упал именно на этот дворец.
Людмила Клёпова
Помимо Сталина, за время Великой Отечественной войны здесь побывали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. В их честь перед главным входом высажены три пальмы, а в самом здании до сих пор стоит бильярдный и письменный столы Сталина. После войны строение стало дачей для партийных деятелей и иностранных гостей.
С распадом СССР Крым перешел Украине, в результате чего дворец стал собственностью ее президента. С марта 2014 года объект стал спецкомплексом Управления делами Президента Российской Федерации.
Три пальмы перед главным ходом. Панорама от Google Maps
Лайфхаки: из практического опыта
Если вы решите прийти пораньше, чтобы точно купить билеты, то скоротать время до открытия окошка кассы можно в кафе. Есть «Лаор» — вегетарианское, с наивкуснейшим и интересным меню, расположенное на улице Прачечной.
Как добраться туда, вам могут подсказать карты, навигатор и интернет — не потеряетесь. Работает кафе с 9:00 — что ценно, потому что в этом районе мало кафешек, а те, которые есть, открываются в 10:00 или позже.
Кстати, во дворце работает гардероб, где в холодное время года можно спокойно сдать одежду, не обременяя себя её ношением в руках во время экскурсии. Информация для тех, кто заскучает в процессе экскурсии — внутри есть wi-fi!!!
Оригинальное творчество современников
Петербург – город театров. На сегодняшний день их более ста. Здесь и драматические театры и театры оперы и балета, музыкальные театры и театры кукол, филармонии и капелла, театр эстрады и мим-театры, театральные и концертные площадки. По своему убранству – роскошные императорские и скромно-демократичные. Но среди них есть один – самая драгоценная жемчужина в театральной короне города – это домашний театр князей Юсуповых.
Миниатюрный театр, рассчитанный на 180 человек, производит неизгладимое впечатление на всех посетителей Юсуповского дворца. Строиться он начал практически с момента приобретения дворца князем Борисом Николаевичем Юсуповым у графини Александры Васильевны Браницкой в 1830 году.
По проекту архитектора А.А. Михайлова к ранее существовавшему зданию с восточной стороны пристроили новый трехэтажный корпус, дворцовые флигели были объединены, и в них разместились картинные галереи и театр. Внутреннее убранство зрительного зала с пышной позолоченной лепниной дошло до нашего времени в таком виде, каким его выполнил в 1858-1859 годах архитектор Ипполит Антонович Монигетти.
В великолепном Домашнем театре Юсуповых, по свидетельству очевидцев, собирался весь театральный Петербург. Крепостные артисты, именитые музыканты, титулованные аристократы – кто только не выступал на этой сцене! На неё выходили такие известные исполнители как Фернц Лист, Полина Виардо, Прасковья Бартенева, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Анна Павлова. За дирижерским пультом театра стояли Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Людвиг Минкус, Эдуард Направник, Гектор Берлиоз. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей, среди которых нередко бывали и члены русской императорской семьи.
Белоколонный зал
Зеркальный зал
Театр Юсуповых во многом уникален. Как всем давно известно, театр начинается с вешалки. Здесь данная поговорка недействительна. Вешалка, конечно, есть, но она находится на другом конце здания. А начинается наш театральный зал с “фойе”. Этим “фойе” является Римский зал, украшенный бюстами, вазамии канделябрами.
В середине зала находится лестница, которая ведет к жемчужине дворца – ТЕАТРУ. В большинстве театров мира, чтобы попасть в театральный зал, надо по лестнице подняться. А в данном случае – спуститься.
ЭТА лестница появилась в 1863 году, и с ней связана любопытная история. Князь Николай Борисович Юсупов, путешествуя по Италии, увидел её в одной из старинных вилл и “влюбился с первого взгляда”. Он предложил хозяину купить её, но тот отказался продавать её отдельно от виллы. Недолго думая, Юсупов купил виллу, увёз с собой лестницу, а здание оставил на месте.
Итак, мы спустились в театральный зал. У нижней ступеньки лестницы нас встречает небольшой аванзал.
Проходим его и оказываемся в “святая святых”. Зал состоит из партера и двух ярусов.
Кстати, стулья и диваны по бокам зала подлинные. Сидя на них можно почувствовать себя влиятельным лицом.
Потолок зала украшает большой плафон с аллегорической сценой “Утро прогоняет ночь” художника Э. Липгарта (1899 г.).
В центре нижнего яруса расположилась настоящая Царская ложа. В ней сидели не только князь и княгиня Юсуповы, но, нередко, и императоры.
А по бокам от неё находятся “кресла” яруса. Второй ярус выполнял декоративную функцию.
Лестница, ведущая на ярус.
А теперь, от боковой ложи перейдем к закулисью, куда вход зрителям закрыт, но по которому можно пройти во время специальной экскурсии. Посмотрим со сцены в зал и поднимемся вверх по “черным” лестницам. И на десерт несколько фотографий с разных спектаклей и концертов.
И сегодня театральная афиша Юсуповского дворца очень разнообразна. Здесь можно послушать новые постановки классических опер и искрометных оперетт, увидеть фрагменты русских балетов в исполнении ведущих артистов Петербурга, театральные представления для детей. Новые театральные постановки – променад спектакли, в интерьерах Юсуповского дворца, позволяют каждому акту разворачиваться в разных залах: на сцене Домашнего театра, в Белоколонном зале, в Зеркальном зале. Например, для искромётных оперетт Имре Кальмана и Иоганна Штрауса, полных жизнерадостного света, парадные залы дворца служат естественными декорациями. Зрители, переходя из зала в зал, оказываются то в княжеском доме, то в кабаре «Орфеум», то на балу князя Орловского. Театральное представление в старинных интерьерах Юсуповского дворца подчеркнет звучание восхитительной музыки самых замечательных опер и оперетт.
источник
Официальный сайт и другая информация
К настоящему моменту территория бывшей усадьбы князей Юсуповых восстановлена в её исторических границах и объединяет в себе не только Юсуповский дворец с его уникальными интерьерами, но и Конюшенный флигель – современный многофункциональный комплекс в стиле лофт, а также обширную парковую зону, открытую для проведения уличных фестивалей и концертов.
Адрес, как доехать
- Адрес Юсуповского дворца: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 94.
- Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект»
- Автобусы: 3, 22, 27 (остановка «Театральная Площадь»)
- Троллейбусы: 5, 22 (остановка «Дворец Труда»)
- Маршрутное такси от ст. метро: «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская» — К124, К186, К350 (угол ул. Глинки и наб. реки Мойки).
- Для индивидуальных посетителей и малых групп вход с ул. Декабристов, 21.
- Для посетителей организованных групп и гостей Домашнего театра вход с набережной реки Мойки, 94.
Режим работы
- Юсуповский дворец открыт для гостей в понедельник, вторник, среду, пятница, субботу и воскресенье с 10:00 до 21:00.
- Режим работы кассы: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 9:30 до 19:00.
- Последний сеанс в 19:00
- Вход для посетителей осуществляется исключительно со стороны Декабристов 21.
- Перед посещением желательно ознакомиться с правилами.
Цены на билеты онлайн
- Самостоятельный осмотр: «Парадные залы дворца и жилые покои князя» — с мобильным приложением или аудиогидом, парадные залы II этажа, гостиные I этажа: взрослый — 700 рублей.
- Экспозиция «Убийство Г. Распутина» и приватная часть «половина молодых»: взрослый — 500 рублей.
- Групповая, заказная экскурсия: Парадные залы и экспозиция «Убийство Г. Распутина» — 5300 рублей за группу.
- Групповая, заказная экскурсия: Парадные залы, жилые покои князя, половина молодых князей, экспозиция «Убийство Г. Распутина» — 6600 рублей за группу.
- Предварительный заказ и оплата не позднее, чем за 2 дня до даты проведения экскурсии. Стоимость экскурсии постоянна и не зависит от количества человек в группе.
Бесплатное посещение
Билеты с правом бесплатного посещения предусмотрены для детей до семи лет, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Эти билеты можно приобрести при предъявлении подтверждающего документа только в кассе Юсуповского дворца по адресу: ул. Декабристов 21.
Особенности архитектуры, описание
@1927natali
Более русской архитектуры, чем в Юсуповском дворце, наверно и представить сложно. Почти все комнаты расписаны в традиционном русском стиле и напоминают боярский терем из сказок. Хотя на деле это даже несколько теремов, объединенных в единый комплекс при помощи коридоров и проходов. Стены снаружи украшают разноцветные наличники, а венчают здание небольшие купола с флюгерами и различными декоративными элементами.
Каждая комната расписана по-разному. На стенах залов первого этажа можно увидеть картины, изображающие сцены из жизни Ивана Грозного. Большинство из них – охотничьей тематики, поскольку раньше дворец был охотничьим домиком царя. Во дворце также есть большой тронный зал, где устраивались торжественные приемы, портретный, а также гербовый. Всего для посещения были открыты десять залов, которые распределены по трем этажам. В сенях оставили на всеобщее обозрение фрагмент старой кладки здания, которая сохранилась со времен Ивана Грозного.
В 1917 году после Революции Феликс Юсупов со своими родственниками смог сбежать в Европу. Как тогда считалось, все богатства рода были национализированы. Однако позднее выяснилось, что перед отъездом Феликс успел спрятать во дворце часть драгоценных украшений, золотых и серебряных изделий, а также скрипку Страдивари. Все эти объекты были найдены в тайнике, они были завернуты в старую и ветхую одежду.
Юсуповский дворец на Мойке с 30-х годов 18 века
Род Юсуповых в России известен с 1563 года, когда в Москву прибыли сыновья султана Ногайской орды Юсуфа. Правнук Юсуфа Абдул-Мурза принял христианство и сменил свое имя на Дмитрия. Его сын — генерал Григорий Юсупов был сподвижником Петра I, а внук Николай Борисович Юсупов имел все российские ордена (в том числе орден Андрея Первозванного от Павла I), а также специально придуманную для него награду — жемчужный эполет. Н.Б. Юсупов был одним из богатейших людей России того времени. В России семья Юсуповых имела свыше пятидесяти дворцов, в том числе четыре дворца — в Петербурге.
Особняк для Н.Б. Юсупова перестраивался с 1830 по 1838 годы по проекту Андрея Алексеевича Михайлова (Михайлов 2-й). Боковые ризалиты были достроены до трёх этажей. С восточной стороны был пристроен новый трёхэтажный корпус, где разместился самый большой Белоколонный (Банкетный) зал, оформленный 24 колоннами. В объединенных флигелях были расположены картинные галереи и домашний театр, рассчитанный на 180 человек. Он был оформлен в стиле барокко золоченой лепкой. Здесь впервые было исполнено первое действие знаменитой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Также были построены оранжереи и садовый павильон, разбит сад.
По проекту Михайлова вместо въездной арки со стороны Мойки была построена Парадная лестница, ведущая в парадные залы дворца. Кроме того, в особняке появились Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Интерьеры Юсуповского дворца создавались итальянскими мастерами А. Виги, Б. Медичи и другими, а также русскими мастерами.
Большой вклад в обустройство особняка внес архитектор Александр Степанов. В начале 1890-х по его проекту проводятся электричество, канализация и водопровод, а также водяное отопление. Под его руководством перестроен домашний театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году группой архитекторов создаются Большая гостиная и Большой зал, Столовая и другие помещения.
До 1917 года особняк принадлежал представителям семьи Юсуповых.
В ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова был убит Григорий Распутин — сибирский крестьянин, ставший духовным наставником и другом семьи императора Николая II.
С 1919 по 1925 гг. в здании был расположен музей. Затем в нем находился Дом работников просвещения (Дом учителя), который стал центром профессионального и творческого общения педагогов. Благодаря этому здание не пострадало так, как другие памятники истории. Его залы и парадные сохранились до наших дней. Здесь размещается Дворец культуры работников просвещения. По сути он представляет собой историко-культурный центр, занимающийся музейной, театрально-концертной и культурно-просветительской деятельностью.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в здании был госпиталь. Особняк сильно пострадал от обстрелов и прямых попаданий авиабомб. В первый же год по окончанию войны началась реставрация здания. В 1959–1978 гг. особняк восстанавливался после пожара 1958 года. С 1987 года здесь открыт Камерный музыкальный театр. Работают экспозиции по истории дворца, такие как «Убийство Григория Распутина» и «История рода Юсуповых. Век Х — век ХХI».
В настоящее время в музее выполняется театрально-зрелищная работа. Здесь проводятся ежегодный Новогодний бал Маэстро Ю.Темирканова, празднование Рождества, Масленицы, Пасхи, а также Балы и Маскарады.
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге — один из немногих особняков города, где сохранились парадные апартаменты и картинная галерея, домашний театр и роскошные жилые покои семьи Юсуповых. Благодаря труду и таланту петербургских реставраторов прекрасные интерьеры открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.
Что посмотреть
Юсуповский дворец — это не просто музей и памятник архитектуры. Исторически он перестраивался несколько раз, причем как внутри, так и снаружи. На сегодняшний день фасады здания приобрели классический и достаточно спокойный внешний вид. Порой даже можно спутать особняк с любым другим петербургским домом, располагающимся в этом районе.
Юсуповский дворец имеет достаточно спокойный и не броский внешний вид
В его стенах присутствуют постоянные экспозиции и временные выставки, а также организовываются образовательные лекции, встречи и проекты. Можно сказать, что это своеобразная культурная площадка, которая пользуется спросом на постоянной основе. Более того, на сегодняшний день любой из залов можно арендовать под торжество — банкет, свадьбу либо простой деловой коктейль. Залы в сдержанном классическом стиле создают правильную атмосферу, а в некоторых из них можно даже воспользоваться фортепиано.
В стенах дворца часто проходят мероприятия
У особняка несколько парадных входов. Со стороны улицы Декабристов располагается вход для посещения основной экспозиции музея. Посетители театра, а также образовательных мероприятий, могут попасть в музей с набережной реки Мойки. Внутри Юсуповского дворца располагается двор с садом, здесь же можно найти и оранжерею.
Внутренний двор Юсуповского дворца
Основные залы:
Белоколонный зал — самый большой в особняке. Его площадь более 400 кв. м., а высота составляет два этажа. Он вмещает в себя более 200 гостей. Зал назван так из-за четырех белых колонн, которые располагаются по его периметру. Потолок украшает огромная хрустальная люстра. Среди другого запоминающего убранства — большая статуя античного бога Диониса, а также рояль.
Самый большой в усадьбе — Белоконный зал
Зал Прециоза — в свое время здесь располагалось более 1 200 шедевров живописи из частной коллекции дома Юсуповых. Второе его название — зал драгоценностей. В отделке использовано минимальное количество декора, а свет подается из симметричных световых фонарей. Сегодня он сдается в аренду под различные мероприятия.
Зал Прециоза раньше назывался залом драгоценностей
Танцевальный зал — выполнен в классических светлых тонах и вмещает в себя до 120 гостей (прежде в нем собирался весь высший свет Петербурга). Зеркала и правильный свет создают здесь интересный эффект, визуально расширяя пространство.
Выполненный в классическом стиле Танцевальный зал
Зеркальный зал — совмещен с зимним садом, а также уникален особым расположением зеркал. Небольшой и уютный, он подходит для выездных мероприятий и церемонии бракосочетания.
Зеркальный зал подходит для церемоний бракосочетания
Красная гостиная — комната, которую можно по праву считать настоящим произведением искусства. Также этот зал еще называют «Золотым» и «Малиновым». Он располагается на так называемой «женской половине». Когда-то его стену украшал портрет царствующего императора, однако сегодня на этом месте находится картина с изображением Зинаиды Юсуповой — супруги первого владельца особняка. На потолке выполнена сюжетная фреска по мотивам поэмы «Илиада» Гомера. Люстру венчает позолоченная статуя Аполлона, а в целом интерьер разбавляют 28 резных предметов золоченой мебели.
Красная гостиная — «Золотой» или «Малиновый» зал
Синяя гостиная — была создана в противовес Красной, причем расстановка и количество мебели здесь выглядят приблизительно так же. Гарнитур состоит из 16-ти предметов и выполнен из ореха. Центральную стену украшает портрет неизвестной.
Синяя гостиная была создана в противовес красной
Спальня княгини — одна из самых спокойных комнат во всем Юсуповском дворце. Ее стены украшены фресками, а гарнитур состоит из 6-ти стульев, 2-х кресел и дивана. Прикроватные тумбочки имеют причудливое исполнение. Из украшений стоит отметить скульптуры «Девочка на подушке» и «Спящий амур», выполненные в мраморе, а также картину «Девочка с амуром».
Спальня княгини — выполнена в спокойном стиле
Большая ротонда — это своеобразный и очень помпезный кабинет. Концепция дизайна взята из 8-ми античных храмов. Несколько колонн создают круг, а потолок представляет собой купол, декорированный под звездное небо. Особенно запоминающимися предметами интерьера являются камин из белого камня и гербовый торшер.
Архитектура и интерьер
Строительство современного здания Юсуповского дворца началось в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. После того, как дворец был возведён, его внешний вид значительно отличался от современного.
В боковых ризалитах здания было всего лишь по 2 этажа; с реки Мойки располагалась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец находился со стороны двора. С того времени сохранились триумфальные ворота, причём, в не изменённом виде, — арка со стороны улицы Декабристов, а также ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.
Архитектурный стиль дворца характеризуется как «неоклассицизм». Это направление определяется обращением к античности, которое он приобрёл в эпоху классицизма. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов.
В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома.
Особенностью неоклассицизма является отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. Отличительные черты неоклассицизма — изящность, лёгкость и прямолинейность. Также он служит – антитезой модерну, который был перенасыщен декоративными элементами.
Дворец снаружи: фото
В 1830—1838 годах Юсуповский дворец подвергся существенной перестройке по проекту архитектора А. А. Михайлов 2. Боковые ризалиты стали трёхэтажными; новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом построили с восточной стороны; флигеля на усадьбе были соединены, в них устроили картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.
Также в это время построили новые оранжереи и садовый павильон; был разбит сад. Появилась Парадная лестница со стороны Мойки, были созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.
Также в 1832—1834 годах архитектор Михайлов расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр. В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.
Дворец внутри: фото
В 1890—1916 годах в Юсуповском дворце была произведена внутренняя и большая реставрация здания под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х здесь провели электричество, были созданы канализация и водопровод, центральное водное отопление.
Тогда же перестроили театр и была создана Мавританская гостиная. В 1914 году появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая.
Театр во дворце
Домашний театр в Юсуповском дворце всегда был центром великосветской жизни Санкт-Петербурга. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей. Театр часто посещали и члены Императорской семьи.
Созданная в XIX веке и дошедшая до нас в первозданном виде уникальная сцена театра всегда привлекала ярчайших представителей своего времени. На ней выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова.
Со сцены звучали оркестры под управлением М. Глинки, Ю. Темирканова, блистали солисты Мариинского и Михайловского театров. Из мемуаров Феликса Юсупова. До изгнания (1887–1919):
В наши дни театр – действующий, его репертуар — обширен и постоянно обновляется. Сегодня зрителей ждут постановки классических опер и искрометных оперетт, фрагменты русских балетов и театральные представления для детей.
Ознакомиться с афишей представлений и узнать всё о спектаклях можно на официальном сайте Юсуповского дворца. Тут же в разделе «Купить билеты» можно их приобрести. Можно обращаться в билетный стол по телефонам. Ещё билеты продаются в кассах дворца и в театральных кассах города.
Советское прошлое
В 1918 году Юсуповский дворец национализировала власть Советов. Молодая республика высоко оценила его как уникальнейший памятник архитектуры и искусства, о чем писал видный советский государственный деятель Анатолий Васильевич Луначарский. Все ценности старинного особняка объявили народной собственностью.
Поэтому в нём открыли музей истории и быта. Роскошные гостиные, залы и покои, а также богатейшая картинная галерея стали доступными для строителей коммунизма. В 1919 году этот памятник истории официально передали под эгиду Комиссариата Просвещения по делам музеев.
В 1925 году здание передали педагогической интеллигенции Ленинграда. К сожалению, в этот период времени — при закрытии и передачи — некоторые из экспонатов затерялись. К счастью, многие объекты искусства из дворца достались Эрмитажу и Русскому музею.
Интересный факт, тогда же обнаружили потайную дверь, за которой находились исторические документы. Среди них большую ценность представляли письма Александра Сергеевича Пушкина к его лучшей подруге Елизавете Михайловне Хитрово, 3-ей дочери Михаила Илларионовича Кутузова. Также ее знали как хозяйку знаменитого петербургского литературного салона. В 1927 году письма вышли в свет отдельной книгой с комментариями.
Домовая церковь, где проходили самые значимые события знатного рода, работала до 1917 года. В продолжение последующих 7-ми лет в ней поддерживался духовный уклад. Но спустя 2 года церкви не стало. В 30-х прошлого столетия в ней был устроен лекционный зал.
В 1935-м здание взяло под охрану государство и объявило его историко-художественным памятником союзного значения.
О прошлом княжеской резиденции на Мойке
Архитектурный ансамбль, известный ныне как Юсуповский Дворец, формировался на протяжении двух столетий. В него вложены труд и творчество архитекторов мирового уровня. Несколько фактов о хронологии создания дворцового комплекса под их патронажем помогут понять масштабность архитектурного замысла, признанного сегодня культурным наследием федерального уровня:
- перестройка усадьбы с возведением Белоколонного зала, Парадной лестницы, Танцевального зала, Зеленой и Императорской гостиных – архитектор А.А Михайлов при участии итальянских мастеров Б. Медичи, А Виги /1830-1838 гг./;
- возведение Покровской церкви – 1881 г, А.Д. Шиллинг;
- реставрация и создание Большой и Мавританской гостиной – архитектор А.А. Степанов /1890-1916/.
Свое начало ансамбль получил в Петровскую эпоху, вехи его формирования во многом синхронны с историей становления Северной столицы. Изначально это место было поместьем, принадлежавшим племяннице Петра I. Позже, уже будучи собственностью графа Шувалова, особняк получил оформление в модном тогда стиле барокко. За период с 1830 года, когда особняк был куплен Николаем Юсуповым и до начала 20-го века, он постепенно обретал облик дворцовой резиденции.
Пять поколений княжеского рода Юсуповых на протяжении столетий превратили это место в образец роскоши и дворцового изобилия. Тайны, сокрытые великолепными чертогами сегодня, привлекают массы желающих погрузиться в дворцовые интриги и, кто знает, может раскрыть их?
Дворцовая резиденция Юсуповых за время владения ей княжеской знатью стало живым музеем – здесь хранились картины Рембрандта, Буше, авторские изделия ручной работы из драгоценных камней и металлов. Сама резиденция стала шедевром дворцового интерьерного искусства. Оранжереи, домашний театр, помпезные залы приема и организации фуршетов символизировали собой определенный уровень роскоши и элитарности общества.
Благодаря страсти к коллекционированию произведений искусства, декоративно-прикладного творчества фактически получили свое начало музейные экспозиции, которые после событий 1917 года переданы в национальные музеи. Часть из них так и не удалось найти. Перед отъездом в 1917 году в Крым семейство Юсуповых значительную часть своих богатств сохранило в тайниках.