Дмитриевский собор: фото и описание, интересные факты, адрес и отзывы посетителей

История возведения

Строительство Дмитриевского собора во Владимире пришелся на промежуток между 1194-1197. Построенная церковь была украшена белокаменной резьбой. Имя дали ей на честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского. В те года основная особенность была в том, что князья имели 2 имени: христианское и княжеское. Имя Дмитрий было дано ему при крещении. Так как он был из большой семьи, то получил прозвище «Большое Гнездо».

Перед тем, как начать строительство храма, князь стал отцом, и это было еще одним фактором для освящения храма в честь великомученика Дмитрия.

Если взять исторические факты, то выйдет вот такое приблизительное краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. Как уже было замечено, что построение припало на период расцвета Суздальского княжества. Строили его только самые лучшие мастера и использовали самые лучшие строительные материалы. Основой его стен был белый известняк. В 1197 году произошло завершение работы над его сооружением. Князь постановил там икону св. Дмитрия Солунского, а также ковжец с сорочкой на которой была кровь мученика.

В 1237 году собор разграбили монголо-татары. В то врем они немало принесли горя и всему княжеству. Но на этом неприятности не закончились для поврежденного и разграбленного собора. Он пережил еще три пожара и опять же таки терпел грабежи.

В 1837-1839 году Николай 1 отдал распоряжение о проведении «реставрации» собора. Согласно ему храм должен был приобрести свой первоначальный вид. В следствии таких действий были разрушены самые интересные его части: галереи и лестничные башни.

В советские времена он был лишь памятником древнерусского искусства. В 1919 году было принято решение о закрытие его для проведения богослужений. В 20 веке это сооружение пережило немало реставраций. Последние были проведены в 1999-2004 годах. На данное время службы в храме не проводят. И собор относят к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Туристы могут посещать его как музейную экспозицию.  

Фрески

Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Главной достопримечательностью на сегодняшний день являются открытые в 1918 году драгоценные фрески XII века. Эти фрагментарные остатки уникальной росписи на тему Страшного суда располагаются в западной части собора.

В среднем своде изображение главных двенадцати апостолов, восседающих на престолах, с ангельским воинством Христовым позади. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством, отличаются строгостью и индивидуальностью письма.

Угловой юго-западный свод занимает роспись итога Страшного суда – введение праведников в райские обители первым верховным апостолом Петром, с трубящими грозными ангелами. Особое очарование придает изображение Богоматери на троне и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака и Иакова в причудливом райском саду.

Изысканности внутренней росписи художники добиваются с помощью нежных красок и перламутровых полутонов.

Серьезный анализ характерных черт стиля росписи выявляет работу как минимум двух мастеров:

  1. Греческому благородному и возвышенному письму принадлежит изображение апостолов и ангелов южного свода. Стройность фигур, свобода движения, изящность одежд наполнены строгой утонченной красотой и жизненностью.
  2. Русский мастер расписывал северный склон. Написанные им лица задумчивые и задушевные, отличаются человечностью, простотой и задушевностью.

Художественной манере свойственна орнаментальность и графичность, что сближает ее с наружной узорчатой резьбой собора. Искусное сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое изображение райских картин и возвышенное духовное настроение.

Дмитриевский собор во Владимире в фотографиях С.М. Прокудина-Горского

Два скачущих св. воина входят в ряд аналогичных рельефов, протягивающихся одной линией по западному и южному фасадам. Среди св. воинов — Георгий Каппадокийский. Герой, борющийся с птицей, — часть одного из подвигов Геракла (борьба со стимфалийской птицей; передняя часть птицы — плод реставрации XIX в.). В центральном прясле верхнего яруса переплетенные шеями птицы относятся к символике неразрывного союза. Обращенный к городу северный фасад выражает своей скульптурой идею сильной княжеской власти уже прямо, а не символически. В левой (восточной) закомаре фасада изображен сам князь Всеволод III. Впрочем, эта идея подчинена более общей идее мудрого библейского царя Давида (рельеф центральной закомары). Сохраняется и образ Соломона (рельеф западной закомары). Именно на этом фасаде в аркатурном фризе представлены князья Борис и Глеб. Князь Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне с младшим сыном на коленях. Справа и слева к Всеволоду подходят в склонении другие сыновья. Редкий пример светской скульптуры, позволяющий говорить о портретной тенденции. Основная резьба западной части северного фриза сохранилась от XII в. В интерколумниях находятся рельефные фигуры князей Бориса и Глеба, архидиаконов и других святых.

Князья изображены мучениками, с крестами в руках и, повидимому, с портретным сходством: Глеб — молодой, безусый; Борис — с бородкой. Оба в княжеских шапках. Резьба именно этих фигур наиболее пластична. Некоторые рельефы в тимпанах арочек (лев и др.) — плод реставрации XIX в. В центральном прясле второго яруса северного фасада вверху снова дан царь Давид на троне с псалтырью в руках. Его пению внимают птицы и звери. Львы в знак смирения припали на передние лапы. Грифоны с ланями в лапах символизируют торжество горнего начала

Среди других символов останавливают внимание образы переплетенных шеями львов и птиц, что означает неразрывный союз. Слева от окна полуфигуры святых в арочках изображают апостолов Петра и Павла

Справа от окна рельеф в круге — плод реставрации XIX в. Архивольт северного портала несет резьбу на всех тягах, кроме внешнего вала. В вершине верхней резной ленты изображен деисус, по сторонам которого среди растительного орнамента размещены звери. Резьба северного архивольта отличается особой тонкостью. В резьбе барабана грифоны, птицы и другие существа в круговом плетении перемежаются с изображениями святых. Львиные маски в ступенчатых треугольниках символизируют княжескую принадлежность Дмитриевского собора. Полумесяц под крестом — древний символ священства власти. Капители внутренних столпов — все львиные.

Два лежащих льва повторяют мотив, известный по Успенскому собору и церкви Покрова на Нерли. Но там львы были обращены головами в разные стороны, а здесь — к центру. По сравнению с львами церкви Покрова Дмитриевские львы менее фольклорны, но конец хвоста у них разработан более орнаментально. В этих образах животный эпос и эмблематизм уравновешивают друг друга. Дмитриевский собор и его богатейшая скульптура созданы большой артелью княжеских мастеров, среди которых, вероятно, были выходцы и с Балкан. По оригинальности всего образа представляет уникальное явление средневекового искусства. От росписи интерьера, выполненной в конце XII в., сохранились фрагменты «Страшного суда» в западной части храма, под хорами. На центральном своде, по его склонам, изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Считается, что автором всех фигур апостолов и ангелов южного склона был греческий (солунский?) мастер. Сложные и разнообразные повороты фигур как бы беседующих друг с другом апостолов, свободная и вместе с тем строгая драпировка одеяний, а главное, глубоко психологическая трактовка образов выдают руку большого мастера. Особенной выразительностью отличается лицо апостола Марка, говорящее о том, что портретные тенденции отнюдь не были чужды искусству XII в. Лица ангелов северного склона приписываются русскому мастерству (помощнику главного мастера). В них больше чисто земной красоты, душевной простоты, что за много веков предвосхищает искусство Андрея Рублева. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. имеются в юго- западном углу собора, на малом своде. Здесь изображены «Рай» и «Шествие праведных в рай» — Г.К. Вагнер.

Реликвии

Святой Дмитрий почитался христианами как покровитель воинов. В его житие указывается, что он занимал должность проконсула в городе Фессалоники, который жители древней Руси называли Солунью. Узнав, что Дмитрий является христианином, император Галерий бросает его в тюрьму, а затем приказывает заколоть копьями. Тело мученика отдают на съедение диким зверям, но те не прикасаются к нему. Позже христиане города предают останки святого земле. Спустя годы император Константин приезжает в Фессалоники и на месте казни Дмитрия основывает церковь, в которой сегодня хранятся мощи святого.

Так вот, освятив свой Дмитровский собор во Владимире (описание представлено выше), князь Всеволод отправился по следам Константина и привез для этой церкви некоторые реликвии из Фессалоникского храма. Ими стали икона, изображающая Солунского великомученика, написанная на его гробовой доске, и частица одежды, на которой были капли крови святого.

Общие впечатления

Владимир — один из самых красивых городов Золотого кольца, который сумел сохранить историческую атмосферу. Малоэтажная застройка, деревянные дома, купеческие особняки и древнерусские церкви создают впечатление, что за несколько веков город практически не изменился. При этом он постоянно развивается: большинство памятников отреставрировано, открывается много новых кафе, современных музеев и магазинов. Это поистине отличный пример того, как город с богатым историческим наследием не стоит на месте и способен привлекать туристов.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Тэги:

  • владимир
  • владимирская область
  • золотое кольцо
  • путеводитель
  • россия

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-жёлтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами — греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Храмы и церкви Владимира

Самые известные культовые места, исторические церкви, православные и католические достопримечательности города.

Церковь Георгия Победоносца

Действующий белокаменный храм возведен в 1776 году на месте сгоревшей церкви, которая упоминается в летописях еще в 1129 году. Церковь имеет нарядный вид. Она построена в редком для храмов стиле барокко. Стены храма имеют приятный светло-желтый цвет, на которых выделяются белые пилястры и наличники. Шатровая колокольня соединена с церковью трапезной. Роспись стен выполнена в XIX веке в классическом стиле.

Храм Святого Розария

Памятник архитектуры федерального уровня. Католический храм основан в 1894 году. После закрытия храма в советское время храмовая колокольня долгое время использовалась в качестве ретранслятора. Реставрационные работы начались в 1990-ых годах. Архитектурный ансамбль храма состоит из дома священника и церкви. Они выполнены из красного кирпича в стиле неоготики. Окна имеют стрельчатую форму, окно над распятием – круглую форму.

Никитская церковь

Построена в 1760 году на средства купца Семена Лазарева. Позднее на деньги купца Философова церковь перестроили, добавив здание школы и причты. В 1899 году благодаря пожертвованиями купца Гончарова появились позолоченные клиросы и иконостас. Никитинская церковь – хорошо сохранившийся образец провинциального барокко. Во внутреннем интерьере выделяется иконостас с резными Царскими воротами.

Спасская и Никольская церкви

Единый живописный архитектурный ансамбль двух церквей расположен на Спасском холме. Первая Спасская церковь построена в XII веке близ княжеского двора Андрея Боголюбского. После пожара в XVIII веке церковь возвели заново на старом фундаменте. Небольшую Никольскую церковь построили рядом со Спасской в начале XVII века. Ее отличал богатый декор – бордюр из кокошников, пышные резные наличники.

Николо-Кремлевская церковь

Каменная церковь с четырёхъярусной колокольней построена в XVIII веке. Она имеет барочную форму и уникальную бесстолпную конструкцию. С 1962 года в ее стенах размещается планетарий. Необычная конструкция купола в здании позволяет демонстрировать круговые изображения Луны, Марса, а также северного полюса Земли. На диораме планетария изображен взлет корабля в космос. Есть макеты искусственных спутников Земли.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Архитектурные достопримечательности Владимира

Памятники архитектуры и градостроительства, знаменитые здания и сооружения, которые стоит увидеть.

Владимирский централ

Российская тюрьма, основанная по распоряжению Екатерины II в 1783 году для особо опасных преступников. В 1906 году название «центральная тюрьма» сократилось до короткого «централ». В XX веке в ней стали содержать политических заключенных – шпионов, террористов, эсеров, националистов. В 1996 году при тюрьме основали музей. В России название «Владимирский централ» стало широко известно после одноименной песни М. Круга.

Комплекс «Торговые ряды»

Здание Торговых рядов построено в конце XVIII века. Строительство заняло четыре года. Проект торгового помещения выполнил архитектор Николай фон Берк по подобию аналогичного здания в Петербурге. Комплекс представляет собой галереи из 51 лавки, замкнутые в прямоугольник. Попасть внутрь можно было через главную арку, называемую в народе Бабьи ворота. Сейчас это крупный торговый комплекс площадью 30 000 м².

Здание городской думы

Построено в 1906 году и является памятником архитектуры. Обликом своим здание напоминает терем – кладка из красного кирпича, богатая отделка, высокая угловая башенка с флюгером. Во внутренней отделке сохранились часть скульптур, плафоны и имитация мрамора на стенах. Выделяется флигель, пристроенный к зданию в 1930-ые годы. Он отличается классическим стилем постройки и простотой оформления.

Здание Реального училища

Архитектурный памятник в центре города, построенный в конце XIX века. Из 17 представленных Обществу архитекторов проектов выбрали эскиз Григорьева и Лыгина. Трехэтажное здание училища построено в стиле «модерн». Оно украшено скульптурами ученых Менделеева и Столетова, а также полуколоннами. В настоящее время в здании проводят занятия для студентов Владимирского государственного университета.

Здание Госбанка

Проект красивого и оригинального здания принадлежит архитектору Кнопфу. Оно построено всего за два года, строительство завершили в 1896 году. Выделяет здание фасад, выполненный с геометрической строгостью. Нарядность зданию придает контрастное цветовое решение. В 1913 году перед банком установили памятник Александру II, который в 1918 году заменили памятником Свободе, а в 1925 году на его месте установили памятник Ленину.

Водонапорная башня

Башня, построенная в начале XX века, является одним из символов города. Она построена в неорусском стиле из красного кирпича и мало похожа на инженерное сооружение. Ее вид больше напоминает крепостную постройку. С 1975 года в стенах башни разместился музей «Старый Владимир». В нем рассказывают о жизни города на рубеже XIX и XX века. В качестве пояснительных записок к экспонатам используют газетные вырезки.

Здание бывшего Дворянского собрания

Архитектурный памятник начала XIX века. Внушительных размеров здание построено в строгом стиле классицизма. Симметричный центральный фасад украшает портик с шестью парами колонн. Внутри здания – роскошно оформленные залы. Лепнина и росписи стен создавали великолепную атмосферу для проведения балов и приемов. Сейчас помещения здания занимает Центр культуры и искусства. Проводятся выставки, кинолектории, заседания и концерты.

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев. В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу. В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Декор фасадов

В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:

  1. Первый нижний пояс фасадов полностью лишен декора, так как был первоначально скрыт вспомогательными постройками: лестницами и галереями в княжеские хоромы. Эти постройки разобрали в середине XIX века, а фрагменты резьбы использовали на восстановление утраченных рельефов здания.
  2. Второй ярус представлен богатыми резными орнаментами аркатурно-колончатого пояса.
  3. В верхнем поясе расположены высокие и узкие стрельчатые окна. Он весь устремлен ввысь, олицетворяет собой небесное и духовное устремление. Третий ярус с цилиндрическим барабаном сплошь украшен тончайшей ажурной резьбой.

Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.

Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: