С именем дмитрия шостаковича

Где можно узнать расписание ближайших концертов

Прибыв Питер, многим хочется посетить и увидеть своими глазами концерты выдающихся музыкантов, композиторов и пианистов. Афиша филармонии в Спб ближайших концертов представлена на официальном портале. Посмотрев расписание на ближайшие концерты, можно онлайн заказать билет. После совершения оплаты, система отправляет абонемент на адрес электронной почты.

Режим работы филармонии

Расписание работы театра, время работы кассы, стоимость билета

Вместимость филармонии — 1500 зрителей. Заказывая билеты на сайте, гости могут выбрать места в партере, ложах или на хорах. На данном портале представлена также карта, которая позволит зрителям с легкостью выбрать понравившиеся места. Режим работы филармонии начинается в 07.00 и заканчивается в 22.30.

Обратите внимание! Время работы кассы: с 11:00 до 19:00 (ежедневно)

Информация для посетителей театра

Дмитрий Шостакович: родом из Ленинграда

115 лет назад, 25 сентября 1906 года, в Санкт-Петербурге, в доме №2 на Подольской улице родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1910 году семья Шостаковичей переехала с Подольской на улицу Марата, 9, где прожили до 1938 года. Последний адрес композитора в Ленинграде — Большая Пушкарская улица, 37. Отсюда 1 октября 1941 года он с семьёй был эвакуирован в Москву, а затем в Куйбышев.

После войны Шостаковичи остались в Москве. Своей квартиры в Ленинграде они не имели и, приезжая в родной город, композитор останавливался у матери и старшей сестры на улице Софьи Перовской, 9. Шостакович часто отдыхал в Доме композиторов в посёлке Репино — там, в 20-ом коттедже, Дмитрию Дмитриевичу особенно хорошо работалось.

Почти все его симфонии, оперы и балеты впервые прозвучали в Ленинграде: в Капелле, Большом зале Филармонии, в Малом оперном и Кировском театрах.

На городских кладбищах похоронены его родные: мать, Софья Васильевна Кокаулина-Шостакович — на Литераторских мостках (умерла в 1955 году), любимая сестра Мария Дмитриевна Шостакович-Чернышова — на Ново-Волковском кладбище (скончалась в 1973 году).

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Мстислава Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.

Сочинение, сделавшее Шостаковича знаменитым

Уже самые первые произведения Шостаковича, написанные в Ленинградской консерватории, являются феноменально зрелыми работами. Дипломным сочинением композитора стала его Первая симфония, созданная в 1925 году. Автору было 19 лет.

Симфонию исполнил в следующем году Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Малько (много ли сочинений сегодняшних выпускников исполняет Санкт-Петербургский филармонический оркестр – знаменитый “оркестр Мравинского”?) Симфония вызвала недовольство учителей. Но уже через год она впервые прозвучала за границей в исполнении Бруно Вальтера и Берлинского филармонического оркестра. Еще через год – в Филадельфии под управлением Леопольда Стоковского, а в 1931 году – в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини.

Именно с этой симфонии началась всемирная слава композитора. Она – пример творческой зрелости и небывалого успеха, какой только возможен для молодого автора. В Первой симфонии Шостаковича коренятся все его последующие симфонические и камерные произведения “как дуб в желуде” (по известному выражению Чайковского). Гротеск и трагика – два важнейших образных начала его музыки – идут в этом сочинении рука об руку столь тесно, как ни в одной другой из последующих его симфоний.

Биография Шостаковича

Дмитрий Шостакович появился на свет 12 (25) сентября 1906 г. Его отец, Дмитрий Болеславович, изучал физико-математические науки в Санкт-Петербургском университете, после чего устроился работать в Палате мер и весов, незадолго до того основанную Менделеевым.

Мать композитора, Софья Васильевна, была пианисткой. Именно она привила любовь к музыке всем троим детям: Дмитрию, Марии и Зое.

Детство и юность

Когда Шостаковичу было около 9 лет родители отдали его в Коммерческую гимназию. Одновременно с этим мать обучала его игре на пианино. В скором времени она отвела сына в музыкальную школу знаменитого педагога Гляссера.

Под руководством Гляссера Дмитрий достиг определенных успехов в игре на фортепьяно, но учитель не обучал его композиции, вследствие чего мальчик бросил школу спустя 3 года.

В тот период биографии 11-летний Шостакович стал свидетелем ужасного происшествия, которое на всю жизнь осталось в его памяти. На его глазах казак, разгонявший толпу людей, разрубил шашкой ребенка. Позже юный композитор напишет произведение «Траурный марш памяти жертв революции», основанное на воспоминании о случившейся трагедии.

Дмитрий Шостакович в юности

В 1919 г. Дмитрий успешно сдал экзамены в Петроградскую консерваторию. Кроме этого он занимался дирижированием. Через несколько месяцев юноша сочинил свое первое крупное оркестровое произведение – «Скерцо fis-moll».

В следующем году Шостакович поступил в класс фортепьяно Леонида Николаева. Он начал посещать «Кружок Анны Фогт», который был сфокусирован на творчестве западных музыкантов.

Дмитрий Шостакович с большим рвением обучался в консерватории, несмотря на тяжелое время, которое тогда охватило Россию: Первая мировая война (1914-1918), Октябрьская революция, голод. Практически каждый день его можно было увидеть в местной филармонии, где он с большим удовольствием слушал концерты.

По словам композитора в то время из-за физической слабости ему приходилось добираться до консерватории пешком. Это было связано с тем, что у Дмитрия просто не было сил протиснуться в трамвай, в который пытались влезть сотни людей.

Испытывая серьезные финансовые трудности Шостакович устроился работать в кинотеатр тапером – пианистом, сопровождавшим своим исполнением немые фильмы. Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и забирала много сил.

Существенную помощь и поддержку в то время музыканту оказал профессор Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, который смог выхлопотать ему дополнительный паек и персональную стипендию.

В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а спустя пару лет – по классу композиции.

Алгоритм действий в случае подозрения и выявления заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19

4.1. С целью подготовки к внештатным (экстренным) ситуациям, руководители структурных подразделений организации должны ознакомить работников со схемой маршрутизации пациентов (от организации) с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц.

4.2. Работник, у которого имеются подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, с использованием имеющихся средств связи извещает руководителя структурного подразделения организации о своем состоянии.

4.3. При появлении подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, руководитель структурного подразделения организации направляет вызов в специализированную выездную бригаду скорой медицинской помощи, содействует направлению пациента в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь
в стационарных условиях.

4.4. Используются бактерицидные облучатели или другие устройства для обеззараживания воздуха и (или) поверхностей для дезинфекции воздушной среды помещения (при наличии). В случае необходимости, обеспечивается проведение дезинфекции помещений силами специализированной организации.

     4.5. При подтверждении у работника заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 руководству организации необходимо сформировать сведения о контактах работника в рамках исполнения служебных обязанностей за последние 14 дней и уведомить всех работников, входящих в данных список, о необходимости соблюдения режима самоизоляции.

Как слушали музыку в дореволюционном Петербурге и кто приходил на первые публичные концерты

— В Петербурге в XVIII–XIX веках музыка звучала в аристократических салонах — это был популярный вид досуга для узкого круга, для гостей, которых хозяин хочет видеть в своем доме. Такие концерты-салоны можно сравнить с сегодняшними квартирниками.

Первые публичные концерты в Петербурге связаны с открытием в 1802 году Филармонического общества. Изначально оно создавалось с благотворительными целями: для поддержки вдов и сирот артистов. Отсюда и девиз общества — «В отраду оставшимся». Казна формировалась за счет крупных пожертвований, текущих взносов, концертной деятельности. В афишах были имена больших музыкантов, самые знаменитые получали звание почетного члена организации — первым стал Йозеф Гайдн. С исполнения его оратории «Сотворение мира» в марте 1802 года и началась история Филармонического общества.

Зал Дворянского собрания
Придворный оркестр под управлением Рихарда Штрауса во время благотворительного концерта в зале Дворянского собрания

Концерты проводили в доме князя Василия Энгельгардта — нынешнем Малом зале Филармонии. А когда в 1839 году было построено здание Дворянского собрания — сейчас это Большой зал, — центр музыкальной жизни переместился сюда. Невероятно шумным событием для Петербурга стало выступление в Дворянском собрании Ференца Листа в 1842 году. Он дал старт бесконечному числу гастролеров первого ряда — Вагнеру, Берлиозу, Дворжаку, Малеру, Сибелиусу. Музыканты собирали полные залы, а их визиты воспринимались как связь русской имперской столицы с Европой.

Культ личности

Как и в предыдущий раз, ситуация вновь смягчилась для композитора после выхода в свет его нового “реабилитационного” произведения. В 1949 году Шостакович пишет ораторию “Песнь о лесах” на стихи Евгения Долматовского – образец патетического “большого стиля”, где триумфально воспевается послевоенное восстановление Советского Союза.

Премьера под управлением Мравинского принесла Шостаковичу очередную Сталинскую премию. В годы позднего культа личности композитор создает больше всего своих “советских” сочинений.

В 1950 году Шостакович посещает торжества к 200-летию со дня смерти Баха, проходившие в Лейпциге в только что созданном восточногерманском государстве. Под влиянием этого события он создает свой новый фортепианный цикл – Двадцать четыре прелюдии и фуги (1951) во всех мажорных и минорных тональностях, ставшие с тех пор одним из самых знаменитых полифонических опусов после баховского “Хорошо темперированного клавира”.

Уход композитора в чистый мир полифонии стал, по-видимому, творческим бегством от царившего в те годы музыкального официоза. Премьера сочинения, написанного для молодой тогда еще пианистки Татьяны Николаевой, состоялась в Ленинграде в 1952 году.

В 1953 году умер Сталин и в СССР наступила политическая “оттепель”. В том же году Шостакович завершил Десятую симфонию – одно из своих самых драматичных и философских сочинений. В ее третьей части звучит тема “DSCH“ – оркестр “выколачивает” этот мотив наподобие боя часов, словно символ проходящей жизни.

ДДШ и DSCH

Русские и нерусские инициалы Дмитрия Шостаковича давно уже стали фирменными знаками композитора. Происхождение русских букв очевидно. Латинскими буквами Шостакович пользовался в виде нот, выводя их из немецкого написания “DSCH”.

По немецкой системе буквы D, S, C и H означают соответственно ноты “ре”, “ми-бемоль”, “до”, и “си”. Этот краткий, легко узнаваемый мотив появляется в музыке Шостаковича уже после войны – там, где подчеркивается сугубо личная, исповедальная образность.

Мотив-монограмму “DSCH” мы слышим в Первом скрипичном концерте и затем уже в полную силу в Десятой симфонии. С фуги на этот мотив начинается Восьмой струнный квартет. Обостренная выразительность мотива “DSCH” напоминает барочную музыкальную символику “креста”: два звука вверх и два звука вниз.

А сама традиция нотных монограмм-вензелей известна нам еще со времен Баха (“BACH”). Помимо самого Шостаковича этот же мотив присутствует и в более поздних сочинениях авторов, посвятивших Дмитрию Дмитриевичу свою музыку.

Происхождение и фамилия

Шостакович был выходцем из среды классических петербургских интеллигентов-разночинцев. Его отец Дмитрий Болеславович, математик по образованию, служил в столичной Палате мер и весов. Он умер в 1922 году, когда сыну было 16 лет.

Шостакович – далеко не единственная фамилия русских композиторов, имеющая польские корни (наряду с Глинкой, Чайковским, Стравинским, Мясковским). Разночинство и польское происхождение – все это предопределило политические воззрения семьи. Родители Шостаковича сочувствовали народовольцам, будущим эсерам. В общем, были настроены умеренно-революционно – в отличие от среды Рахманинова, Стравинского или Прокофьева, чьи политические воззрения были чужды революции.

Самые первые дошедшие до нас пробы пера юного Шостаковича – “Гимн свободе” (1917) и “Траурный марш памяти жертв революции” (1919). Их автору было 11 и 13 лет соответственно. Темы старинных русских революционных песен звучат и в его зрелых сочинениях, написанных в период хрущевской “оттепели” – в Одиннадцатой симфонии “1905 год” и в уже упомянутом Восьмом квартете.

Тему песни “Замучен тяжелой неволей” в четвертой, предпоследней части этого сочинения, многие не без основания считают музыкальной эпитафией жертвам не столько царской каторги, сколько сталинского ГУЛАГа.

Первый стилистический перелом

В начале 1930-х годов стилистика музыки Шостаковича заметно меняется. Судя по рассказам людей, близко знавших композитора, в те годы он пережил сильнейший душевный кризис. Как и у многих отечественных и зарубежных авторов тех лет, в произведениях Шостаковича усиливается неоклассическое начало, на первый план выходит “новая вещественность”. Шостакович ищет себя в области лирики. Но одновременно в его произведениях усиливается связь с жанрами бытовой и популярной музыки, чаще всего – в гростескно-пародийном исполнении.

В этом духе написаны его балеты “Золотой век” и “Болт”, музыка к театральной постановке “Гамлет” Акимова, Концерт для фортепиано, трубы и струнных. “Малой энциклопедией” нового стиля композитора можно назвать его цикл Двадцати четырех прелюдий для фортепиано. Наиболее полного воплощения стилистический перелом в музыке Шостаковича воплощается в двух его крупных сочинениях: опере “Леди Макбет Мценского уезда” и Четвертой симфонии. Оба эти произведения ждала очень непростая творческая судьба.

Премьера “Леди Макбет Мценского уезда” состоялась в 1934 году в Ленинграде и в Москве. Успех был триумфальным. На следующий год оперу поставили в Большом театре и начался парад ее премьер во многих странах мира: в Лондоне, Праге, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Буэнос-Айресе.

Поначалу советское начальство относилось к опере одобрительно. Сюжет Лескова о прирожденной преступнице, убивавшей по очереди мужа и его родню, чтобы они не препятствовали ее похоти, был переделан либреттистами в духе идейной концепции “трагедии угнетенной женщины в царской России”. Столь типичное для 1930-х годов “переосмысление классики в революционном духе” было далеко не единственным в творчестве Шостаковича, и поначалу оно полностью соответствовало “социальному заказу” того времени.

Гром грянул в 1936 году. В газете “Правда” вышла редакционная статья “Сумбур вместо музыки”, в которой опера обвинялась в “формализме”, “натурализме” и “какофонии”. Именно в те годы Сталин приступил к смене идеологических ориентиров. Была объявлена борьба с “троцкистским левачеством” в искусстве, в том числе с переделками классики в вульгарно-социологическом духе.

В статье “Сумбур вместо музыки” указывалось, что произведение Шостаковича грешит “левацким уродством”, “перенесением в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт “мейерхольдовщины”.

– говорилось в статье.

https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/sumbur-vmesto-muzyiki-28-yanvarya-1936-goda/

Передовица в главной газете Советского Союза послужила “идейной установкой” для чиновников на местах. Как по команде началась волна травли, потрясшая Шостаковича прежде всего своей внезапностью.

Оперу сняли с репертуара. Начались “идеологические проработки” музыки композитора. Отменялись ее исполнения. Шостакович был смертельно напуган. Он опасался за себя и своих близких: в это время как раз начинался “Большой террор”. Продлилась эта кампания больше года и прекратилась после премьеры новой, Пятой симфонии Шостаковича (1937), которую официально признали “творческим ответом советского композитора на критику”.

В печати симфония получила самые восторженные отклики. Ее первое исполнение положило начало сотрудничеству автора с дирижером Евгением Мравинским – “премьером” множества последующих его произведений. Вскоре она зазвучала за рубежом под управлением Стоковского, а после войны – Леонарда Бернстайна. В том же 1937 году Шостакович начал преподавать композицию в Ленинградской консерватории.

Можно сказать, что во всей истории с “сумбуром вместо музыки” композитор отделался “нелегким испугом”.

Как появилась Филармония и какими были первые годы ее работы

— Неудивительно, что Петербургская филармония отсчитывает свою историю от Филармонического общества. Преемственность сохранилась и в локации концертной жизни: это нынешние Большой и Малый залы Филармонии. Но основной причиной создания филармонии было желание спасти бывший Придворный оркестр. Он был учрежден летом 1882 года высочайшим повелением Александра III, играл на придворных церемониях, балах, в 1901 году получил право платных публичных концертов, создал систему абонементов, в том числе для студенчества, играл и в зале Дворянского собрания. Когда в феврале 1917 года случилась революция, оркестр на общем собрании объявил себя государственным — ведь императорского двора больше не было. После Октябрьской революции положение оркестра оказалось бедственным. Музыканты пытались выжить, давали так называемые народные концерты в Капелле, Народном (бывшем Дворянском) собрании, в Гербовом зале Эрмитажа — шутка ли: раньше там жили цари, а теперь он принадлежит народу!

Оркестр очень опекал народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский: выпускал директивы, выступал в прессе, убеждая, что бывший Придворный оркестр — то хорошее, что досталось Советской России от царской власти. Борьба за оркестр завершилась распоряжением Луначарского от 13 мая 1921 года об учреждении Петроградской филармонии — первой в стране. А уже 12 июня торжественным концертом из сочинений Чайковского открыли Петроградскую филармонию.

Луначарский на сцене Петроградской филармонии

Если листать филармонические программки разных лет, можно понять, что это не просто афиши с названиями сочинений и именами композиторов, но история нашей страны. И это самый поразительный факт, с которым сталкиваешься, изучая филармонические архивы.

В, казалось бы, сухих текстах афиш первых сезонов чувствовался невероятный энтузиазм. Афиши были шикарными — смотришь на них и никогда не подумаешь, что за окном голод и гражданская война.

Составляя программы, дирекция думала об их просветительской направленности. С творчеством композиторов разных эпох и стран слушателей знакомили на монографических вечерах, отдельные концерты были посвящены историческим памятным датам и новинкам современной музыки. Но были в афише и главные лица: за лирическую сторону русской души отвечал Чайковский, за мечту — Скрябин, за революционный дух времени — Бетховен и Вагнер.

Среди публики того времени были и совсем новые люди, которые никогда прежде музыкой не интересовались, и завсегдатаи. В мемуарах можно найти информацию, что в зале сидела кутавшаяся в меха Ахматова рядом с Артуром Лурье, позднее сюда часто приходил Хармс, бывал и Кузмин. Кстати, Михаил Кузмин переводил на русский язык сочинения, которые исполняли в филармонии, а среди оформителей первых программок был Александр Головин.

Второй удар

Вернувшись из эвакуации, Шостакович поселился в Москве. В 1945 году советские власти ждали от автора торжественного жизнеутверждающего произведения, посвященного Победе. В то время он как раз создавал свою Девятую симфонию. Ожиданиям способствовал и ее порядковый номер, напоминавший о монументальной бетховенской Девятой. Вместо этого из-под пера Шостаковича вышло сочинение, исполненное далеко не праздничного, но язвительно-пессимистического сарказма. Вместо “героической” Шостакович создал своего рода “антигероическую” симфонию.

После войны в СССР началась волна новых идеологических кампаний. В 1948 году она дошла до музыки. Самый сильный удар в этой кампании пришелся по Шостаковичу, Прокофьеву, Мясковскому, Хачатуряну и другим композиторам, которых обвинили в “формализме” и “модернизме”.

Удобным поводом для нападок на Шостаковича послужил “пессимизм” его Восьмой и Девятой симфоний, “чуждых советскому народу”. Желая отвести от себя удар, композитор выступил с покаянной речью, в которой “признал допущенные ошибки”. Сделал он это в абсурдно и, видимо, в намеренно преувеличенных выражениях, во многом напоминающих речи зощенковских героев.

Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян

На сей раз “оргвыводы” оказались серьезнее, чем в 1936 году. Среди них – увольнение композитора из Московской и Ленинградской консерваторий, якобы из-за “профнепригодности” и вредного влияния на композиторскую молодежь. На исполнения его оперных и симфонических произведений был наложен запрет Главреперткома (советской цензуры), который был отменен год спустя по личному указанию Сталина. Тем не менее, до самой смерти диктатора в 1953 году из сочинений Шостаковича звучала главным образом его музыка к кино, песни, “советские” произведения, камерные и детские сочинения.

Спустя десять лет, уже во время хрущевской либерализации и “борьбы с культом личности”, партийное постановление 1948 года было официально признано “ошибочным”. Тогда же Шостакович смог вернуться к преподаванию в консерватории.

Место в ХХ веке

Портрет Мити Шостаковича работы Б. Кустодиева

Шостакович родился в 1906 и умер в 1975 году. Он целиком принадлежит двадцатому столетию – и своей музыкой, и всей своей биографией. Ему довелось пережить и отрефлексировать в своем творчестве самые значительные события “русского ХХ века” – революцию, сталинский террор, Великую отечественную войну, “холодную войну”, послевоенную хрущевскую “оттепель”, научно-техническую революцию и последующий брежневский “застой”.

Произведения Шостаковича очень трудно прописать по ведомству тех или иных стилей музыки ХХ века. Он внес значительный вклад в обновление музыкального языка своей эпохи, но не стал основоположником ни одного из известных нам направлений “новой музыки” или родоначальником новой композиторской техники.

Тем не менее, музыкальную интонацию Шостаковича можно узнать сразу и безошибочно. Характерные приемы его музыки породили целую волну подражаний. А как педагог Шостакович создал композиторскую школу – одну из крупнейших в истории музыки.

Детство и юность

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.

Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.

В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: