Успенский собор владимира

Архитектурные особенности

Храм Боголюбского

Первое здание церкви (1158—1160) воздвигнуто из известняка высокого качества белого цвета. Смотрелся он со стороны очень изящно и гармонично за счет правильных и выдержанных пропорций. И снаружи, и изнутри во всем была устремленность вверх, что давало ощущение легкости и парения. Свод в самом высоком месте составлял 32,3 м.

3 нефа внутри храма разделяли 6 столпов. 3 апсиды составляли алтарную часть. Квадрат подкупола со сторонами 6,4 м. четверик вытянутой формы, но, зрительно казалось, что здание имеет кубическую форму. Длина без апсид 22,5 м, ширина 17,5 высота сводов около 21 м. Изящество и легкость зданию придавали тонкие стены и под стать им крестообразные столбы.

Столбы были декорированы пилястрами (колонками), которые венчали капители в виде листьев. Арки, поддерживающие свод, переходили к «барабану» большого купола тромпами – ступенчатой конструкцией, позволяющей переносить и распределять нагрузку на арки. Такой подход был не свойствен зодчеству древней Руси и применялся впервые.

Подкупольный барабан имел 12 вытянутых вертикальных окон. Каждый неф здания имел 3 притвора (входа). Крупные камни и булыжники служили фундаментом, свободно сваленные под ним. Укреплены были только 2 последних ряда, на которые уложен бут, и на них возведены стены.

Стены декорированы аркатурным поясом, состоящим из колонок, часть которых сохранилась на северной стене храма. Декоративный пояс из колонок венчает поребрик. Верхнее основание колонок (капитель) имеют форму куба, колонны основаны на клинчатых консолях. Пространство между колонками расписано по отштукатуренной поверхности.

Горизонтальное разделение фасада декоративным аркатурным фризом являлось дополнительным украшением сплошных стен. Есть версия, что стены первоначального собора 1158-1160 гг. были украшены рельефными фигурами, которые не сохранились. Декоративные скульптуры были зооантропоморфного типа – орнаментальный резной пояс с фигурами фантастических существ и животных.

Закомары (полукружие стыка кровли и стены) по центральному фасаду украшали рельефы по мотивам библейской истории о вавилонских юношах, христиан-воинов и Александра Македонского с грифонами. Маски львов и женщин декорировали оконные проемы.

Живописная роспись, дожившая фрагментами, расположилась между пилястрами аркатурно-декоративного пояса на северной стороне галереи — фигуры пророков и павлинов. Возможно, что они были наружной росписью собора.

Храм Всеволода

Строительство «Всеволодовских галерей» вокруг старого здания князя Андрея началось быстро. Новый Собор получился более величественным и крупным. Фасады галерей Всеволода оформлены вертикальными пилястрами, верхняя часть которых, завершается закомарами.

Низкое расположение закомар (завершение стен полукружием или клином) галерей создавали ступенчатость и привлекательность новому зданию. Апсиды были удлинены. Декоративный пояс из арок с 114 колонками разделяет фасады на две горизонтальные части. Узкие, щелевидные окна расположены на нижнем уровне, а широкие со скосами, расположены на верхнем ярусе.

Стены галерей выполнены из белого известняка, но по качеству уступают белокаменному известняку боголюбовского храма 1158-1161 годов. Некоторые внешние стены были изукрашены рельефным декором. Часть, из них были перенесены со стен старого собора.

Успенский собор во Владимире, строительство которого было доверено Всеволодом III местным строителям, имел склонность к византийскому стилю зодчества. Боголюбовский храм строили зодчие, посланные Фридрихом Барбароссой, которые отчасти применили венецианский стиль строительства.

Расписание богослужений Успенского собора во Владимире

Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

  • с понедельника по субботу в 11:00;
  • в воскресенье в 12:00.

Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Интересные факты

  • Реставраторы XIX и XX вв. восстановили архитектурные формы Успенского собора.
  • В 1 927-1944 гг. собор был закрыт для богослужения.
  • Успенский собор 1 158- 1 160 гг. по высоте превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода. Его высота составляла 32,3 м.
  • В 1185 г. по решению владимирского князя Всеволода Большое Гнездо Успенский собор был значительно расширен. К нему были пристроены боковые галереи, а также увеличилась алтарная часть собора.
  • В северной галерее Успенского собора захоронены его строители — князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
  • В 1810г. рядом с собором была построена колокольня, завершающаяся высоким золоченым шпилем. В 1862 г. между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, с севера слившийся с нижним ярусом колокольни.
  • В настоящее время Успенский собор является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В нем про водятся регулярные службы, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
  • Первоначальные фрески Успенского собора до наших дней не сохранились.

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Строительство и история храма

Великий князь Андрей Боголюбский во Владимире решил поставить храм. Его мастера вложили в создание первоначального белокаменного строения все свои умения и знания, вдохнули в него частичку своей души. В 1158 – 1160 годах поднял над городом свои купола Успенский храм во Владимире. Русские иконописцы создали много красивых икон для внутреннего убранства, украсили иконостас каменьями дорогими, создали необходимые для церковного служения сосуды, ворота покрыли вычурной резьбой, а также покрыли позолотой храмовые купола. Засверкал собор, но князь был все еще недоволен результатом. Ему казалось, что в Божьем соборе не хватает украшений.

Когда храм был практически готов, князь Андрей обратился за помощью к Фредерику Первому (Барбароссе). Ювелиры, иконописцы и золотильщики, присланные императором, создали уникальные картины, завораживающие взгляды прихожан. Эта роспись дополнила великолепный проект, сделав храм настоящим шедевром.

В 1185 году город Владимир пострадал от пожара. Пришлось перестраивать практически все, даже собор. Когда восстановительные работы были закончены, собор словно разросся, поскольку существующие уже стены были запрятаны в ларец из галерей. Алтарная часть при этом тоже увеличилась, а углы храма украсились четырьмя малыми главами. Собор стал пятинефным.

Специальные ниши галерейных стен стали местом захоронения большого количества епископов и членов великокняжеского рода города Владимира. Здесь же лежат останки братьев-князей Андрея и Всеволода.

Новое сотрясение храма пришло вместе с ханским войском. Батый в 1238 году взял Владимир штурмом. В попытке спастись, владыка Митрофан и женская часть владетельного семейства (княгиня Агафия Всеволодовна, дочери и снохи) закрылись в соборе. Монголы не стали долго ждать их сдачи, а подожгли здание со всех сторон. После гибели княжеского семейства их ввели в лоно святых, назвав Владимирскими мучениками.

Начало 15-го века принесло с собой новые изменения. Восстановлением декора немолодого уже здания занялись художники Д. Черный и А. Рублев. От их работ до наших дней дожили лишь фрагменты росписи на западной стене и в алтарной части. Большая часть декоративных элементов, представленных нашим современникам, были созданы в 19-м веке.

В 1767 году Екатерина II путешествовала по стране и посетила древний город Владимир. Она посетила молебен в Успенском соборе, при этом была неприятно удивлена его ветхим видом. На воссоздание благолепия данного храма она выделила из своей казны 14 000 рублей. Самое главное изменение после екатерининского вмешательства – замена иконостаса. Рублевский вариант был полностью удален, новый, выполненный в барочном стиле, установлен.

18-19 века очень повлияли на внешний вид собора. Менялось практически все. Окна растесали и сделали больше, соорудили конфорсы, крышу сделали четырехскатной. В 1810 году рядом с собором появилось новое строение: колокольня в 4 яруса. Позже, в 1862 году, ее соединили с основным зданием храма, создав придел Георгия Победоносца.
Все это время храм меняли, улучшали, а также украшали на свой вкус разные архитекторы и художники. В конце 19-го века возник научный интерес, приведший к реставрационным работам. В 1882-1884 годах ученые смогли оголить и открыть для всеобщего обозрения уникальные фрески, созданные руками великого мастера живописи Рублева. Потом реставрации подверглась и внешняя часть здания, возвращая окна, крышу и другие элементы в их первоначальный вид. Контрфорсы забрали, главки вновь поставили шлемовидные, убрав луковичный их вариант.

Реставрационные работы продолжались и в 20-м веке. В связи с этим, собор практически не трогали советские власти. Наиболее масштабный проект реставрации включал в себя тщательную чистку белого камня, а также его покрытие специальным раствором. Купола покрыли позолотой. Внутренняя часть стен прошла укрепление, поскольку историки старались сохранить фрески красочными и живыми. Были проведены работы по регуляции режима влажности и терморегуляции. Все это происходило в 70-80-е годы 20-го века.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Соборная площадь Владимира (видео)

Фрески Успенского собора

В соборе сохранилось несколько фрагментов первоначальных росписей — 1161 и 1189 годов. Это изображения двух святых на северной стене предела Андрея Боголюбского и несколько орнаментальных фрагментов. Но, конечно, самое главное здесь — это фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, датируемые 1408 годом. Успенский собор — храм, где живописи великих художников сохранилось более всего — более трехсот кв. метров.

Неудивительно, что мастера были присланы сюда из Москвы. Московские князья — прежде всего, Дмитрий Донской, считали себя преемниками владимирских и заботились о красоте родовой усыпальницы и древнего храма, который был связан с исторической памятью.

Эти фрески пережили многое. Они ветшали, трескались и осыпались, а при Екатерине II были забелены. Новое их открытие происходило уже с середины XIX века: они начинаются постепенно открываться и реставрироваться. Часть рублевских фресок была открыта в 50-е годы XIX века, часть – в 80-е. Большая реставрация произошла сразу после революции, когда в 1917 году сюда была направлена комиссия под руководством художника И. Грабаря. Фрески в их современном состоянии – результат реставрации 80-х годов XX века.

Крайне трудно различить, кто является автором конкретных сюжетов этих фресок. Здесь работало два мастера с похожими, но все-таки индивидуальными манерами – Андрей Рублев и его друг Даниил Черный – и целая артель помощников, потому что такие фрески не пишутся в одиночку.

Лучше всего сохранилась фреска «Страшный суд» на западных сводах – ее уверенно приписывают именно Андрею Рублеву. Отличительная особенность его живописи— в ее умиротворённости. Даже Страшный суд рассказывает не столько о гневе на грешников, сколько о милости к праведникам и прощении. И сейчас эта живопись создает впечатление удивительного света и радости, а когда-то и краски были гораздо ярче и глубже.

Фрески «Лоно Авраамово» и «Шествие праведников в рай» скорее всего были исполнены другим иконописцем. Они более традиционны и у изображённых им святых немного другие типы лиц. Но и эта живопись воздушна и изящна. Она идеально вписана в архитектуру храма и подчеркивает его объёмы, увеличивает количества света.

Сейчас древние фрески по-прежнему под угрозой, и их сохранение — предмет пристального внимания реставраторов. Дело в том, что в действующем соборе очень сложно соблюдать температурный режим, барочный иконостас копит на себе пыль и копоть, так что ученые наблюдают за судьбой уникальных росписей с тревогой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: